В Иркутске в этом году будет действовать единственная за Уралом школа дистанционного обучения детей-инвалидов. Как только прекратилось федеральное финансирование, почти во всех регионах образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья закрылись. В Иркутской области правительство решило поддержать проект. Тем более что результат работы налицо: в этом году школа дистанционного обучения выпустила золотого медалиста.
Если ребёнок не идёт в школу, школа идёт к нему Аида Акулова необычный подросток: даже на каникулах она практически каждый день общается со своими учителями. Всё свободное время девушка посвящает книгам: она их не только читает, но и пишет. Педагоги с гордостью показывают стихотворения юной поэтессы. «Я бы вообще отказалась от каникул. Хотя я и так почти каждый день разговариваю со своими учителями, мы обсуждаем, что у меня за день произошло, что я узнала. А ещё я люблю общаться со своими друзьями, мы постоянно на связи, болтаем по нескольку часов в день», – с улыбкой рассказала Аида. Правда, разговаривать с друзьями и учителями у девушки обычно получается только по Интернету и телефону: выходить часто из дома не позволяет здоровье. Корреспондент «Конкурента» связалась с девушкой с помощью программы Skype в Центре дистанционного обучения детей-инвалидов.
На прошлой неделе в Центре педагоги и представители правительства области собрали журналистов, чтобы поделиться радостной новостью: иркутские дети-инвалиды, несмотря на завершение федерального проекта, будут продолжать обучаться дистанционно. В Приангарье проект дистанционного обучения особенных детей появился ещё в 2007-м в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В этом году большой проект завершился и многие регионы отказались поддерживать программу из местного бюджета.
«В Приангарье в 2013 году на развитие проекта направлено более 7 миллионов рублей из регионального бюджета и более 24 миллионов привлечено из федерального по программе модернизации общего образования. Эти средства будут израсходованы на приобретение самого современного оборудования для обучения детей-инвалидов», – рассказала заместитель министра образования Иркутской области Елена Осипова.
Оборудование, которое необходимо для обучения таких детей, непростое. В зависимости от диагноза учащимся бесплатно поставляются комплекты, в которые кроме ноутбуков входят микроскопы, фотоаппараты, сканеры, принтеры, планшеты. Джойстики, клавиатуры с большими клавишами, ролики вместо компьютерных мышей – все эти гаджеты помогают организовать процесс обучения детей с ограниченными возможностями. Для слепых в программе предусмотрены специальные принтеры с рельефно-точечными шрифтами Брайля.
«У нас обучаются самые разные ребята. У некоторых, например, нет рук. В комплекте оборудования для таких деток есть специальные устройства. Эти большие кнопки можно прикрепить к плечу, коленке ребёнка, чтобы он мог нажимать на них и работать с компьютером», – пояснила руководитель Центра дистанционного образования Светлана Гершпигель. В этом году принято решение: даже если ребёнок выходит из программы (по состоянию здоровья) или просто заканчивает школу, всё оборудование остаётся ему в подарок.
«Можете меня поздравить» В Иркутской области насчитывается более 12 тыс. детей-инвалидов, почти тысяче ребят здоровье позволяет получать образование. Пока в Центре дистанционного обучения 536 студентов, но виртуальная школа постоянно набирает новых. Одиннадцатилетний Рома Михраби в дополнение к обычной школе (учитель приходит к нему на дом) занимается дистанционно меньше года. Теперь мальчик, с гордостью рассказали его педагоги, не отстаёт от школьной программы, более того, по некоторым предметам учится даже быстрее своих сверстников. «Мой любимый предмет, наверное, математика. Там программа построена так, чтобы человеку всё было понятно и не было скучно», – рассказал Рома Михраби. О Роме в центре отзываются с особой теплотой: мальчик очень общительный, постоянно заводит новые знакомства, пытается объединять своих сверстников в Интернете в группы по интересам.
Многим ребятам с ограниченными возможностями здоровья удаётся добиваться таких результатов, которым позавидовали бы остальные школьники. Особая гордость центра – выпускник Никита Седых. Парень – золотой медалист. Получал заслуженную награду Никита на губернаторском балу отличников. Когда он с помощью родителей поднимался на сцену, зал аплодировал ему стоя. Своё образование Никита вовсе не закончил, он пошёл дальше, планирует в дальнейшем работать, вести активную, полноценную жизнь.
«Я дистанционно продолжу обучение в Евразийском открытом институте. Он находится в Москве. Я выбрал специальность «бизнес-информатика». Дистанционное образование открыло для меня много новых возможностей. В первую очередь это дополнительные знания. Информация на дистанционных уроках часто представлялась в наглядном виде. Есть, допустим, схемы, презентации, которые можно про-смотреть, изучить. Лабораторные работы проводились непосредственно на оборудовании, которое нам предоставили. Самим создать такую лабораторию невозможно. Онлайн-тестирование – это фактически подготовка к ЕГЭ. И вот что ещё можно отметить: практически все тесты оцениваются автоматически, то есть оценка даётся объективно. Этот проект очень эффективен», – считает Никита.
В центре много стендов с творческими работами детей-инвалидов. Почти все они пытаются рассказать о себе «внешнему миру» через поделки, картины. «Ребята могут создавать различные проекты, программные продукты. Они могут даже мультфильмы делать. Дети очень активные, организуют сетевые выставки. Наши ребята в прошлом году участвовали в международном конкурсе по информатике, который проводил Иркутский государственный лингвистический университет. По результатам конкурса они попали в финал. Кстати, когда подводили итоги и организаторы выяснили, что эти ребята – инвалиды, они были просто поражены», – рассказала руководитель центра.
В правительстве области сообщили, что программа для обучения детей-инвалидов продлится до 2015 года. Дальнейшая её судьба неизвестна. Но Аида, Рома, Никита, а также педагоги центра дистанционного обучения в голос твердят: лишать ребят дистанционного образования категорически нельзя. Ведь для многих это единственный реальный шанс суметь найти себя в жизни.