Главная » 2012»Май»31 » Трудоустройство инвалидов могло бы приносить в бюджет до 530 млн рублей
08:32
Трудоустройство инвалидов могло бы приносить в бюджет до 530 млн рублей
МОСКВА | 30.05.2012 Что мотивирует бизнес принимать на работу инвалидов? С какими трудностями при этом сталкиваются работодатели и наемные работники? Об этом шла речь на круглом столе "Создание условий для мотивации бизнес-структур к трудоустройству людей с инвалидностью". Он состоялся по инициативе Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан и при поддержке Региональной общественной организации инвалидов "Перспектива". Участники круглого стола предлагают не столько создавать специальные рабочие места для инвалидов, сколько делать имеющиеся вакансии доступными для них. Не так давно правительство Москвы потратило около 2 млрд рублей на создание специальных рабочих мест для инвалидов. Но организованный таким образом колл-центр оказался не очень успешным. "Создание рабочих мест – проект искусственный, а значит, эти рабочие места лишние, – полагает руководитель программ по трудоустройству людей с инвалидностью РООИ "Перспектива" Михаил Новиков. – Нужно говорить о заполнении инвалидами уже существующих рабочих мест - их тысячи!" Предрассудки в отношении инвалидов все еще распространены в обществе и в том числе среди работодателей. Согласно социологическим опросам, работодатели считают, что люди с инвалидностью не имеют квалификации, их невозможно уволить, у них нет мотивации к труду, они часто болеют, оборудование рабочего места "требует больших денег". Из-за этого работодатели боятся работать с инвалидами, отмечает руководитель карьерных сервисов компании HeadHunter Марина Ходина. Между тем оборудование рабочего места для людей с инвалидностью не обязательно требует больших затрат. Опыт НКО "Перспектива", устраивающей инвалидов на работу по инклюзивному принципу, подтверждает: часто достаточно организационных мер, чтобы они могли полноценно работать в компании. То есть дело не в затратах на адаптацию рабочих мест. Остро не хватает квалифицированных посредников, которые умеют работать c инвалидами. И наконец, среди инвалидов пока мало квалифицированных специалистов, поэтому чрезвычайно актуален вопрос создания системы подготовки кадров. В итоге даже в компаниях, где люди с инвалидностью все-таки работают, их доля в штате чрезвычайно низка. Например, в КПМГ, где среди сотрудников проводятся тренинги по адаптации инвалидов на рабочем месте, из 3500 сотрудников только пять инвалидов, сообщила координатор отдела по работе с персоналом ЗАО КПМГ Валерия Чернова. В Великобритании трудоустроено 40% людей с инвалидностью, в США – 24%. В РФ точной статистики на этот счет нет (от 3,4 до 6,8%). Сегодня в России в работе нуждаются около 6 млн инвалидов. Государству выгодно, чтобы они были трудоустроены и перешли из разряда иждивенцев в разряд налогоплательщиков, подчеркивает генеральный директор Центра социального проектирования РАЕН, помощник депутата Госдумы РФ Михаила Терентьева - Сергей Кавокин. По его мнению, трудоустройство людей с инвалидностью могло бы ежегодно приносить в бюджет в виде налогов до 530 млн рублей. Руководитель по обеспечению доступности рабочих мест и адаптации сотрудников компании Ernst&Young Лори Голден рассказала об американском опыте решения проблемы трудоустройства инвалидов. В США начали с физической доступности рабочих мест и образовательных учреждений. Как человек с ограниченными способностями будет добираться на работу, к месту учебы? Появился закон, который предписывает, что все помещения должны быть доступны для инвалидов. Параллельно вводилась система инклюзивного образования, чтобы ребенок-инвалид мог учиться рядом с другими детьми, получить такое же образование и выйти на рынок труда. На все это понадобилось 30–40 лет. И сегодня, когда такой человек устраивается на работу, работодателя интересуют в первую очередь его профессиональные качества, а не наличие инвалидности. По итогам круглого стола его организаторы обещали разработать рекомендации и разослать их в органы федеральной власти.