В России существуют различные формы обучения детей-инвалидов. Наиболее
распространенная из них - спецшколы и интернаты. Кроме того, в
некоторых общеобразовательных школах работают коррекционные классы.
Бывают случаи, в которых предусмотрено домашнее или же дистанционное
обучение детей-инвалидов. Посещение общеобразовательных школ такими
ребятишками - большая редкость.
По официальной статистике, в России проживает 580 тысяч
детей-инвалидов. А по неофициальной, утверждает Татьяна Волосовец,
директор Института психолого-педагогических проблем детства, - более 2
миллионов. Большинство из них обучается в школах-интернатах. Эти
учреждения обеспечены специальным оборудованием, программами и учебными
планами, там работают высококвалифицированные педагоги. Дети получают
там правильное питание и врачебный уход. Но они оторваны от семьи, так
как обучение в интернате предполагает длительную разлуку с родителями.
Мировой опыт показывает, что такие жертвы не обязательны. В качестве
примера Татьяна Волосовец привела Италию. Там еще в 1971 году был
принят закон, в соответствии с которым дети-инвалиды начали обучаться
в обычных школах.
По мнению Татьяны Волосовец, российским родителям надо дать возможность
выбирать, в какую школу отдавать своего ребенка-инвалида: в
коррекционную или общеобразовательную. Пока что отсутствие необходимых
условий делает инклюзивную форму обучения практически невозможной.
Среди этих условий - архитектурно-планировочные (такие, как пандусы и
должным образом оборудованные туалеты), особые учебные программы и
планы, обеспечение специальными учебниками и учебными пособиями как
учеников, так и учителей. Особенно важна здесь профессиональная
переподготовка педагогов, а также психологическая составляющая -
готовность всех участников образовательного процесса к тому, что в
школу придет ребенок, не такой, как все.
Суть инклюзивного образования (совместного обучения детей с разными
возможностями) как раз и заключается в развитии общего образования в
плане его приспособления к потребностям всех детей: и больных, и
здоровых. Оно исключает любую дискриминацию именно в силу того, что
основано на разработке специальных подходов и методик, позволяющих
гибко приспосабливать процесс обучения к потребностям детей с
различными возможностями и особенностями.
Советское общество, по мнению журналиста и общественного деятеля
Светланы Сорокиной, было не просто жестоко к инвалидам, оно было
«заражено жутким пороком черствости и нежелания видеть беду другого».
После войны инвалидов, заполонивших улицы в поисках пропитания, просто
убирали с глаз долой, в отдаленные специализированные учреждения, где
эти люди медленно умирали «без всякой определенной помощи».
Детей-инвалидов стеснялись их собственные родители.
Сейчас, отмечает Светлана Сорокина, отношение к людям с ограниченными
физическими возможностями меняется. Человеку в инвалидной коляске,
которого раньше старались не замечать, теперь стали предлагать руку
помощи. Соответственно, меняется и отношение к детям-инвалидам.
Родители начинают активно отстаивать их гражданские права. В частности,
они добиваются для своих малышей права учиться в общеобразовательных
школах. Пока что это требует самоотверженности и очень большого труда.
Недавно в рамках проекта Людмилы Улицкой «Другой, другие, о других»
вышла книга Ирины Ясиной, журналиста и члена Совета при президенте по
правам человека. Книга посвящена детям-инвалидам и называется «Человек
с человеческими возможностями». Она рассказывает о жизни
ребенка-инвалида, о трудностях, с которыми он сталкивается постоянно, о
том, как необходимо ему мужество и поддержка окружающих.
Писательница уверена в том, что представление о жестокости детей
глубоко ошибочно. А ведь это оно, в первую очередь, препятствовало
включению их ровесников с физическими проблемами в социальную жизнь,
считалось достаточным основанием для отказа от их инклюзивного
обучения. Именно взрослые создают жестокий мир для детей, считает Ирина
Ясина. «Мы навязываем детям свой образ жизни и свою манеру поведения, -
говорит она. - Дети не жестоки. И чем раньше мы создадим систему
совместной жизни, тем более здоровое общество мы получим». По новым
исследованиям, 90% детей - за обучение вместе с детьми-инвалидами, а
90% взрослых - против. Ирина Ясина уверена, что все люди станут добрее,
если жизнь инвалидов будет более комфортной, если они смогут более
успешно реализовывать свои способности и интегрироваться в общество.
Психологически подготовить обычных детей к общению с непохожими на них
людьми, научить их уважению и милосердию - цель всех книг серии
«Другой, другие, о других». Этот проект Ирина Ясина считает «самым
важным, что сейчас происходит в мире детской литературы у нас в
стране». Серия затрагивает те аспекты социальной жизни, в которых
наиболее ярко проявляется разнообразие жизни людей. Взрослые должны
находить слова и приемлемые формы разговора с детьми для обсуждения
самых сложных и даже скользких тем, - считает Людмила Улицкая, куратор
проекта. «Обо всем, что нас окружает, детям должны говорить мы, а не
подворотня», - сказала она.
По мнению Светланы Сорокиной как члена Общественного совета при
Министерстве образования, 16 книг, которые планируется издать в серии
«Другой, другие, о других», должны быть в каждой школьной библиотеке.
Это «правильные книги», которые воспитывают толерантность, затрагивают
наиболее важные проблемы, возникающие при общении людей, принадлежащих
к разным национальностям и социальным слоям. С ней согласна Татьяна
Волосовец. Она тоже считает, что книги этой серии должны использоваться
в каждой школе как «таблетка» от жестокости и агрессии.
Не все педагоги и общественные деятели разделяют увлечение коллег
воспитанием толерантности. Некоторые считают, что ученики, даже не
подозревавшие о том, что можно ненавидеть представителей других
национальностей или вероисповеданий, не сочувствовать инвалидам и
т.п., узнают о такой возможности как раз благодаря усилиям
воспитателей. А если проблема существует на самом деле, и в школе,
например, враждуют подростки разных национальностей, то игрушечные
меры, разработанные пропагандистами толерантности, не способны помочь.
Имеющиеся в распоряжении педагогов программы не могут заставить
подростков поменять свое мировоззрение и возлюбить ближнего.
Однако, как показывает опыт других стран, сфера взаимоотношений
здоровых людей с инвалидами менее проблематична, чем другие сферы, где
призывы к толерантности звучат, порой, тщетно. Когда речь идет о
детях-инвалидах, отличие милосердия от черствости очевидно. И даже в
тех странах, где инвалиды стали включаться в социальную жизнь
сравнительно недавно, и сравнительно недавно система образования
приспособилась к обучению малышей с ограниченными физическими
возможностями, уже достигнуты немалые успехи. Надо только начать.
Источник: ruvr.ru