Главная » 2012»Ноябрь»15 » Суд разрешил авиаперевозчикам не брать на борт инвалидов
05:28
Суд разрешил авиаперевозчикам не брать на борт инвалидов
Верховный суд России подтвердил право авиакомпаний не пускать на борт инвалида-колясочника в случае, если в самолете для него не созданы "надлежащие условия".
Таким образом, суд отказал в жалобе "Обществу защиты прав потребителей", которое пыталось оспорить соответствующий приказ минтранса России от 2007 года.
Правозащитники готовят апелляцию, а инвалиды называют вердикт ВС "чистой воды дискриминацией".
При этом представитель минтранса в суде сказал, что отсутствие обязывающей нормы приведет к хаосу в авиаперевозках, а авиакомпании должны предоставлять комфортные условия и инвалидам, и другим пассажирам. Председатель ОЗПП Михаил Аншаков заявил Русской службе Би-би-си, что в суде они нашли поддержку и представителя минюста.
"Мы собираемся подать совместную апелляционную жалобу", - сказал он. Аншаков считает решение суда "ошибкой", которая противоречит конвенции ООН о правах инвалидов, Конституции России, а также нарушает право беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, прописанного в федеральном законодательстве.
Суд пока не пояснил, на каком основании вынес такой вердикт. "Оглашена только результативная часть, мотивировочная выйдет чуть позже", - сказал глава ОЗПП. Минимальные требования
Депутат Госдумы Михаил Терентьев, инвалид-колясочник, предположил, что суд принял решение в опоре на действующее несовершенное законодательство. Поэтому Терентьев считает важным как можно скорее провести через Думу поправки в Воздушный кодекс, которые разрабатывали три года и наконец приняли в сентября в первом чтении.
Ко второму слушанию поправки готовят, как заверяет Терентьев, ускоренными темпами. Их согласовывают с минтрансом и администрацией президента.
" Я прошла все зоны досмотра, но около трапа стюардесса сказала, что меня не пускают в самолет из-за того, что я пользуюсь инвалидной коляской и лечу без сопровождения"
"Мы предлагаем минимальный набор требований к аэропортам и перевозчикам, вводим обязательство иметь обученный для работы с инвалидами всех категорий персонал. Законопроект устанавливает прямой запрет требовать от пассажира какие-либо документы, которые касаются инвалидности, и запрет на отказ в услуге, даже если соответствующего оборудования нет. Наконец, мы пытаемся разделить понятия "больной" и "инвалид". Человека могут не пустить на борт, если его заболевание несет опасность окружающим", - рассказал депутат.
Он подчеркнул, что поправки касаются и других групп маломобильных граждан, которым при перелете нужны вспомогательные средства.
И депутат, и правозащитник сходятся в том, что этим решением Верховный суд, вероятнее всего, нарушил конвенцию ООН о правах инвалидов, которая вступила в силу в России еще в 2008 году.
"Если судья не учитывал, что конвенция является действующей на территории Российской Федерации, то можно говорить, что суд принял неправомочное решение", - заметил Терентьев. Без сопровождающего
Депутат Михаил Терентьев заявляет, что ему не раз отказывались продать билеты на рейс из-за инвалидности. Однако он ни разу не подавал в суд, считая, что важнее сконцентрироваться на законопроекте.
Наталья Присецкая из фонда помощи родителям-инвалидам "Катюша" пошла другим путем. Ей удалось выиграть суд еще в 2008 году: тогда девушку не взяли на борт, когда она летела самолетом авиакомпании "Сибирь" (сейчас она называется "S7") в командировку во Владикавказ.
"Я прошла все зоны досмотра, но около трапа стюардесса сказала, что меня не пускают в самолет из-за того, что я пользуюсь инвалидной коляской и лечу без сопровождения", - рассказала она Русской службе Би-би-си.
Наталья сдала билет и полетела рейсом другого авиаперевозчика.
"Там ждали люди: приезжали эксперты по миротворчеству из Чечни, Абхазии. "Сибирь" меня не только оскорбила - она осложнила мои рабочие дела", - возмущается Наталья. Суд выиграли с опорой на то, что девушку не предупредили на этапе досмотра и пытались навязать услугу - обязать взять с собой сопровождающего.
До этого случая, по словам Натальи Присецкой, со стороны сотрудников авиакомпаний она встречала только "позитивное отношение" к себе.
"Я постоянно летала в командировки по Кавказскому региону, один-два раза в месяц. Проблем не было. В регионах, менее продвинутых, чем Москва, просто не знали, как помочь сесть в самолет, но ни одного случая, когда меня обижали или косо смотрели, больше не было", - говорит она.
Решение Верховного суда Наталья Присецкая называет "дискриминацией чистой воды". Предупредить заранее
Руководитель работающего в России фонда "Перспектива" (фонд занимается защитой прав инвалидов) американка Денис Роза пояснила, что сейчас человек с инвалидностью предупреждает авиаперевозчика заранее: либо через турагенство, либо выбирая соответствующий пункт в регистрационной форме при покупке билета онлайн.
Однако и это не гарантирует успех. Чаще всего решение об отказе принимается уже при посадке в самолет. Один из последних случаев, рассказывает Денис Роза, произошел в сентябре. Сотрудники авиакомпании "Air Berlin" отказались пустить в самолет в московском аэропорту "Домодедово" восемь инвалидов на колясках, включая депутата Госдумы Владимира Крупенникова.
Все они собирались вылететь в Дюссельдорф на выставку реабилитационного оборудования и техники. Делагация заранее предупредила компанию, что полетит большое количество людей с инвалидностью. Они успешно прошли регистрацию, сдали багаж, а уже перед посадкой капитан судна заявил, что на борт они не сядут.
"Я просто не понимаю, как можно было принять такое решение [Верховного суда]. Конвенция ООН равнозначна законодательству. Это значит, что в России до сих пор не уравнены права инвалидов и остальных граждан. В США, насколько я знаю, авиаперевозчики не имеют права запрещать взять инвалида на борт", - заявила правозащитница.
Ее фонд планирует подключиться к борьбе в судах за право инвалидов-колясочников беспрепятственно летать в самолетах.