Каждый день в нашу страну завозят десятки как новеньких, так и уже «объезженных» машин из Европы. "Комсомолка" узнала, как украинцам предлагают обойти закон и не платить драконовские пошлины на авто и чем это грозит.
Большинство автомобилистов в нашей стране периодически задаются вопросом: почему в Европе, где заработная плата на порядок выше, чем у нас, автомобиль можно купить за сущие копейки? Украинцев же заставляют платить даже за разваленную иномарку баснословные деньги.
В начале 90-х из соседней Польши и Германии в Украину хлынули тысячи подержанных иномарок. Но уже спустя пару лет под предлогом защиты национального производителя лавочку прикрыли. Но кого на самом деле защитил этот закон? Богатые как ездили, так и ездят на эксклюзивной технике, а средний класс годами собирает на худо-бедно приличную иномарку. Остальные с завистью поглядывают в сторону стран, где растаможки нет, и ломают голову, как воспользоваться прорехами в законодательстве и обмануть государство. О способах и опасностях "серой" растаможки узнавала "Комсомолка".
ОФОРМИТЬ НА ИНОСТРАННУЮ ФИРМУ…
На сайтах по продаже б/у авто все чаще встречаются иномарки с литовскими и польскими номерами. Вместе с машиной продавцы обещают оформить пакет документов, который якобы дает покупателю право ездить по Украине с номерами ЕС. Цены на такие машины ниже рыночных, но выше, чем на обычные нерастаможенные экземпляры. К примеру, мы нашли "БМВ" Х5 2004 года всего за 16 тыс. долларов. Плюс нужно доплатить 200 евро за документы и 50-60 евро за постановку на учет. Есть одно условие: каждый год необходимо оформлять новый временный ввоз, выезжать за границу и возвращаться обратно.
Согласитесь, предложение интересное. Но почему тогда полстраны не ездит на приличных иномарках, а берет кредиты на ЗАЗ и "Шевроле"?
- Покупая машину по такой схеме, нужно понимать, что она "серая" и вы рискуете потерять как деньги, так и машину, - говорит юрист Николай Лукьяненко. - Продавцы этих иномарок регистрируют в Литве (там самое лояльное законодательство) офшорную неприбыльную компанию. Открывают ее представительство в Украине. Затем вешают на компанию три-четыре десятка авто. Перегоняют их в Украину и продают. Желающего купить машину оформляют, скажем, водителем или садовником.
Автомобильный эксперт Владимир Караваев с подобными продавцами связываться не советует.
- К нам неоднократно обращались хозяева подобных компаний, просили обеспечить их клиентам юридическую поддержку. Но не всегда машины завезены в Украину законно и не всегда зарегистрированы на существующую фирму. А проверить правильность ввоза может любой работник ГАИ, - рассказывает Владимир Караваев. - Если есть какие-то нарушения, с машиной и деньгами можно распрощаться.
… ИЛИ НА ИНВАЛИДА
Обойти драконовские пошлины могут и украинцы с группой инвалидности. Процедура легальна, но широкого распространения в нашей стране не получила. По закону каждый гражданин Украины, у которого есть группа, и при этом не получивший от государства положенный автомобиль, может пригнать себе машину из ЕС. При этом плата за оформление будет символической. Есть только одно ограничение: двигатель желанной машины не должен превышать объем 1,8 литра.
- Эта схема распространена в западных областях страны, там даже 90-летние бабушки имеют по "Ауди" и "БМВ", - говорит юрист Николай Лукьяненко. - Если глянуть статистику, 70% регистраций по справкам проводят в Черновицкой, Львовской и Закарпатской областях. Видимо, инвалидов без машин там уже нет.
По словам юриста, через собесы дельцы находят инвалидов, собирают все нужные справки и вешают на этих людей крутые иномарки. Когда авто получает украинскую регистрацию, машиной можно пользоваться без ограничений на территории страны. Есть такие машины и в продаже. Их стоимость на 4-5 тысяч ниже рыночной. Но эксперты в один голос твердят, если инвалид вам не родственник, покупать такую машину не стоит.
- Многие водители не знают, что пользоваться таким автомобилем без присутствия фактического хозяина-инвалида запрещено, - продолжает Николай. - Инспектор имеет право отправить машину на штрафплощадку. А забрать ее сможет только фактический хозяин. Иначе авто передадут на таможню.
Но, по словам нашего эксперта, и здесь есть выход. Необходимо взять справку, что инвалид не может самостоятельно водить авто и ему нужен водитель. Только при таком условии нотариус может выдать доверенность на машину, которая идет как социальная помощь. Таким образом, на вопрос работника ГАИ, почему инвалида нет в машине, вы можете показать доверенность и парировать, дескать, еду в аптеку за лекарствами, чтобы спасти инвалиду жизнь. Инспектор будет вынужден вас отпустить.
ЛЕГАЛИЗОВАТЬ ЧЕРЕЗ СУД
Еще одна популярная схема - легализация нерастаможенных машин через суд. Все, что нужно, это перегнать иномарку в Украину и бросить ее, скажем, возле МРЭО или ГАИ. Спустя пару месяцев суд объявит автомобиль бесхозным и передаст в пользу государства. Дальше иномарка продается на аукционе и ставится новым владельцем на украинский учет.
- Такие схемы проворачивают знакомые в ГАИ и суде, чтобы машина как можно быстрее попала на торги и была продана за копейки нужным людям, - рассказывает "КП" таможенный брокер Геннадий Шульга. - Но гарантировать, что проблем с машиной не будет, не может никто. Есть продавцы, которые зарабатывают на одной машине по несколько раз. Скажем, продают ее в Украину, а потом у себя в Германии пишут заявление об угоне. В итоге они получают страховку, а покупатель - проблемы.
По словам Геннадия, яркий тому пример - скандал с "Мерседесом" министра юстиции Александра Лавриновича. Авто, на котором ездил министр, оказалось в розыске.
АВТОМОБИЛЬ-ДВОЙНИК
Многие не брезгуют и криминальными схемами. Самая распространенная - отыскать автомобиль-двойник. Суть такова. К примеру, из Германии в Киев пригоняется новая, нерастаможенная "БМВ". В ЕС такая машинка потянет на 4-5 тысяч у.е. За растаможку придется отстегнуть еще 15-18 тысяч. Согласитесь, невыгодно. Но всего за 500-700 у.е. дельцы устроят вам реальные документы и номерные знаки. Правда, есть одно но: на такой машинке можно ездить только по территории Украины и только до первой аварии.
- Поступает заявка, скажем, сделать документы на "Ауди" А6 белого цвета, 2005 года выпуска, которую пригнали из Германии в Киев, - говорит Геннадий Шульга. - С помощью базы ГАИ начинается поиск кандидата. Желательно, чтобы этот человек проживал в отдаленных областях, скажем, во Львове. Когда вариант найден, выписываются данные владельца, номерной знак машины, номер кузова, год выпуска. Дальше дело техники. На жителя Львова выписывается еще один техпаспорт, в котором меняется только номер кузова. Делаются такие же номера. С такими документами можно ездить по стране. Проверить их подлинность сложно. Правда, не стоит нарушать правила и попадать в ДТП. Ведь если машину проверят по базе ГАИ, то выяснится, что номер кузова в базе не совпадает с данными, которые написаны в техпаспорте и выбиты на машине. С автомобилем придется расстаться.
По словам эксперта, самые качественные двойники делают бывшим или нынешним гаишникам. Ведь здесь важны нюансы. Каждый год дизайн техпаспортов меняется. В 2004 году бланки были с желтизной, в 2006-м появился синий оттенок. Есть и знаки отличия. Если эти нюансы не соблюсти, на первом же посту ГАИ машину у вас заберут.