Единственное предприятие по пошиву обуви и спецодежды для реабилитации инвалидов в Москве — «Ортомода» может оказаться на улице. Недавно договор аренды на помещение истек, а руководство компании было уведомлено, что в течение нескольких дней помещение должно быть освобождено. На него проведут конкурс, в котором организация будет участвовать на общих основаниях. Это значит, что арендная плата за помещение, специально оборудованное для инвалидов, может оказаться не по карману компании, ведь «Ортомода» — социально ориентированный проект и практически не приносит дохода.
ООО «Ортомода» находится в доме 25, строение 1, по Ткацкой улице второй год. Только здесь в Москве производят ортопедическую обувь и специальную реабилитационную одежду для людей с ограниченными возможностями. «Приехали вот, будем смотреть здесь одежду, обувь. Все красиво», — рассказывает Евгения Лось, инвалид-колясочник.
Вещи, что примечательно, инвалиды получают бесплатно. «Ортомода» уже несколько лет подряд выигрывает конкурс на госзаказ, и материалы и пошив одежды оплачивает государство. Раз в год инвалид, получивший справку в бюро медико-социальной экспертизы Москвы, может взять комплект, состоящий, например, из юбки или брюк для колясочников и чехла-мешка — специальной куртки, которая надевается как куртка, но закрывает и ноги инвалида, и спинку коляски.
Большинство сотрудников «Ортомоды» — инвалиды по зрению, слуху или общим заболеваниям. «Больных людей работодатели не жалуют», — признается Владимир Шимаров, инвалид третьей группы, работающий на предприятии техником. Он рассказал, что до того, как устроиться сюда, около года не мог найти постоянный заработок. «А у меня семья, сын растет», — говорит Шимаров.
Галина Волкова, генеральный директор «Ортомоды», рассказала, что помещение оборудовано для инвалидов: установлен подъемник, позволяющий инвалидам-колясочникам подниматься по лестнице, пандусы, поручни и специальные туалеты. «Здесь все сделано за счет компании и для удобства людей с ограниченными возможностями», — говорит Волкова. По ее словам, предприятие носит исключительно социальный характер и не приносит никаких доходов. Самая большая статья расходов — арендная плата.
Волкова рассказала, что «Ортомода» занимает здание на Ткацкой улице по договору субаренды с ООО «Ватерпольный клуб-95», в свою очередь арендующим здание у ГУП «Московский олимпийский центр водного спорта» (МОЦВС). Зимой договор субаренды истек, «Ортомода» пыталась перезаключить его напрямую с МОЦВС, но безуспешно. 15 сентября в компанию пришел сотрудник МОЦВС и в грубой форме попросил освободить помещение в течение трех дней. Здание будет выставлено на конкурс, в котором «Ортомода» должна участвовать на тех же условиях, что и другие коммерческие организации. «Сейчас аренда составляет 13 тыс. руб. в месяц за 1 кв. м, и мы еле сводим концы с концами. Но из-за конкурса она может взлететь в разы», — полагает Волкова.
Юрий Каюров, генеральный директор ГУП «Московский олимпийский центр водного спорта», рассказал, что дом 25, строение 1 по Ткацкой улице является собственностью города, но находится в оперативном управлении ГУПа. Прямой договор об аренде здания заключался с организацией «Ватерпольный клуб-95», но эта организация задолжала ГУП больше 6 млн руб. Договор аренды с «Ватерпольным клубом-95» расторгли и подали на него в суд. «Я понимаю инвалиды. Но почему я должен платить за «Ортомоду»? Есть чиновники. Это вопросы властей», — сказал Каюров.
Людмила Швецова, заместитель мэра столицы по социальным вопросам, поддерживает производителя обуви и одежды для инвалидов. По словам ее советника Александра Пудина, проблема вполне решаема, даже если помещение будет выставлено на общий конкурс — город будет содействовать в том, чтобы здание осталось у компании и аренда была посильной. «Таким социально значимым предприятиям, как «Ортомода», город всегда идет навстречу. Мы заинтересованы в их работе», — сказал Пудин.