Москва, в деле социальной защиты долгие годы опиравшаяся исключительно на бюджетные ресурсы, неожиданно для потребителей стала предъявлять счета за услуги. С 1 апреля часть из них городские центры соцобслуживания предоставляют за плату. В том числе и пенсионерам. Однако, как неоднократно рапортовали столичные власти, это отнюдь не означает их отказа от обязательств. Услуги департамента социальной защиты населения отныне делятся на гарантированные государственным территориальным перечнем и дополнительные. «Все те категории граждан, которые по закону имеют право на бесплатное социальное обслуживание (речь, в частности, идет о 136 тыс. одиноких и одиноко проживающих пенсионерах и инвалидах, которым соцработники помогают на дому), получают и будут получать его в прежних объемах», — подчеркнула заместитель главы профильного департамента Наталья Бухтоярова в ходе круглого стола в московском пресс-центре «Росбалта», в который раз обратившись к озадаченной реформой общественности. Т.е. для тех, о ком общественность волновалась больше всего, как раз ничего не изменится. Просто при желании и за небольшую плату одинокие пенсионеры теперь смогут заказать дополнительные услуги – вымыть люстру или съездить в гости к знакомым. По словам Бухтояровой, тарифы устанавливались исходя из месячного жалования соцработника и времени, которое он может затратить на выполнение той или иной просьбы клиента. Скажем, если процедура стрижки волос (есть и такая возможность) займет не более получаса, пенсионер заплатит 97 рублей. Столько же будет стоить, к примеру, мелкий ремонт одежды и мытье окон. Перемены ждут только тех пожилых москвичей, которые прежде не прибегали к помощи департамента. Сегодня, вне зависимости от семейного положения, они могут претендовать на полный перечень услуг, включая означенные в гарантированном минимуме. «Пенсионерам, ветеранам, участникам и инвалидам войны, проживающим с трудоспособными родственниками, которые должны по закону о них заботиться, но в силу объективных причин не могут этого делать круглосуточно, за определенную плату поможет соцработник», — пояснила Бухтоярова. Не может, как бы ни болела душа, взрослая дочь неотлучно следить за пожилой мамой, отпрашиваться каждый день с работы, чтобы разогреть ей приготовленный с вечера обед, почитать книгу, отвести на прогулку или записать на прием в поликлинику. Особенно, если живут мама и дочь не в соседних подъездах. Это не безразличие, просто в большинстве случаев именно так складываются обстоятельства, а платные услуги в данной ситуации – оптимальное решение проблемы нехватки времени. Так, по словам Натальи Бухтояровой, внимание социального работника обойдется родственникам пенсионера в три тыс. рублей в месяц. Дважды в неделю клиента будет навещать обученный специалист, который принесет ему продукты, лекарства и товары первой необходимости, оплатит квитанции в ЕИРЦ, отстоит, если потребуется, очередь за талоном к врачу и просто составит компанию, пока дети и внуки будут заняты. Медико-социальная помощь стоит несколько дороже – около четырех тыс. рублей в месяц, так как в эту сумму входит заработок медсестры. «Количество, кратность посещений и другие пожелания заказчика будут детально прописаны в договоре», — уточнила замглавы департамента соцзащиты. Вышеперечисленное можно расценивать как минимальный пакет. Чем он плотнее, тем, разумеется, ощутимее конечная стоимость. Но даже «она, — обращает внимание журналистов Бухтоярова, — будет намного ниже прайсов коммерческого сектора». Для сравнения, частной сиделке в столице в месяц нужно платить не меньше 18 тыс. рублей. При этом гарантировать ее порядочность и квалификацию бизнес может только на словах. Прибегая же к услугам центров соцобслуживания, «человек заключает договор с государственной организацией, а значит, может не бояться обмана», — напомнила Бухтоярова, добавив, что поскольку «социальный работник – лицо официальное», у клиента «есть, кому предъявлять претензии». Средний оклад соцработника в Москве (конкретные величины зависят от стажа и разряда) – 20 тыс. рублей. Соглашаясь на оказание платных услуг, он получает прибавку к зарплате в размере 70% от суммы каждого чека (за вычетом налогов). Оставшиеся средства отчисляются в бюджет учреждения. Покагосударственная программа по внедрению платных услуг в социальную сферу, по сути, действует на правах эксперимента. Не созданы на базе центров специализированные отделения, которые бы ведали исключительно хозрасчетом и ни с кем бы, кроме «платников», не взаимодействовали. «Мы только начинаем эту работу, — говорит Наталья Бухтоярова. – Если услуги будут востребованы, появятся, возможно, новые отделения, расширятся перечни и контингент обслуживаемого населения». При этом, согласно ремарке заместителя декана факультета социальной работы, профессора кафедры социальных технологий РГСУ Владимира Макарова, важно, чтобы уже сложившаяся система помощи людям, которые действительно нуждаются в сторонней поддержке, не засбоила под влиянием финансового фактора. Список «минимальных» бесплатных услуг, по его мнению, нужно расширить до «оптимального» и следить за тем, чтобы часть из них по мере развития коммерческого сектора не перекочевала в разряд дополнительных. По обещанию Натальи Бухтояровой, этого не случится. Система продолжит помогать. «Главное – не превратить соцзащиту в фирму «Заря», — считает она. — Если кто-то захочет получить дополнительную услугу, мы готовы будем ее оказать, но на первом плане все равно останется социальная работа». Дарья Миронова Росбалт.RU
|