Госпрограмма "Доступная среда для инвалидов" должна заработать в
России в следующем году. Об этом сказал на заседании комиссии Совета
при президенте России по делам инвалидов директор департамента по делам
минздравсоцразвития Григорий Лекарев.
Правда, о подробностях он умолчал. Единственное, что удалось
выяснить корреспонденту "РГ" у чиновника по итогам совещания, это то,
что Россия готовится к ратификации конвенции ООН, подписанной нашей
страной в 2008 году. А для этого нужно, во-первых, привести нашу
нормативно-правовую базу в соответствие с международной. Чем ведомство
и занимается.
"Инвалидам должны быть доступны все сферы жизни - транспорт, связь,
образование, культурная жизнь и так далее. А каждое из этих направлений
находится в ведении разных министерств, и поправки в профильные законы
должны вносить они. Это несколько усложняет работу", - сказал Григорий
Лекарев.
Во-вторых, необходимо модернизировать систему медико-социальной
экспертизы и реабилитации. "Инвалидность - не статичное состояние, как
у нас принято считать. И многие люди на самом деле способны сами себя
обслуживать и жить более активно, если с ними заниматься и создавать
специальные условия", - дополнил чиновник.
И третье - надо создать условия доступа инвалидов к любым объектам и
учреждениям, дать им возможность участвовать в жизни общества.
Госпрограмма "Доступная среда для инвалидов" является одним из пунктов
этой большой работы.
Впрочем, первые два года ее реализации инвалиды улучшений в своей
жизни могут не почувствовать: в этот период будет собираться,
описываться и анализироваться ситуация с доступной средой в России. А
уже после этого, исходя из полученных результатов, начнутся
"практические мероприятия", если говорить языком чиновников. Разве что
в "пилотных регионах" к практике перейдут быстрее. Но какие это будут
регионы, Григорий Лекарев пояснять не стал.
По словам депутата Госдумы Валерия Селезнева, сейчас в России
проживает 13 миллионов инвалидов, из них - 1,5 миллиона дети. Это 5
процентов от общего числа юных россиян. 90 процентов из них обучаются в
интернатах. 300 тысяч детей носят "клеймо" - необучаемые. "И это
изначально не дает им шанса на развитие и обучение. На таких детях
ставится точка, с ними никто не занимается, а это только усугубляет их
инвалидность", - отметил депутат. И добавил, что ситуацию надо менять,
ведь даже такие дети на самом деле могут быть самостоятельными и
полезными обществу.
Его мысль подтвердил министр социального развития труда и занятости
населения Новосибирской области Сергей Пыхтин. Например, по словам
Сергея Пыхтина, в области работает проект социализации молодых людей -
выпускников домов-интернатов для умственно отсталых детей - "Могу жить
самостоятельно".Так называемые "необучаемые" дети под пристальным
вниманием педагогов не только становятся самодостаточными, они учатся,
получают профессии и даже устраиваются на работу, разбивая все
стереотипы. "Эти ребята отличаются трудолюбием, и мы стараемся помочь
им с трудоустройством. Многие работают в стенах интерната. Повзрослев,
часть детей возвращаются в семьи, другие - самостоятельно уходят во
взрослую жизнь", - рассказывает Сергей Пыхтин.
Вообще в последнее время много стали говорить об обучении
детей-инвалидов в обычных детсадах, школах, профессиональных учебных
заведениях. Но на практике реализовать такую интеграцию оказалось не
так-то просто. По данным некоторых соцопросов, даже большинство
учителей против того, чтобы в общих классах учились дети-инвалиды.
"Это, видимо, связано с тем, что они просто не умеют с такими детьми
работать", - считает представитель мэрии Москвы Татьяна Гусева. В
столице на создание безбарьерной среды в образовании за последние три
года выделено 1,1 миллиарда рублей. Автор: Марина Грицюк
Источник: rg.ru
|