Ратификация Конвенции о правах инвалидов, обязывающей государство выявлять и устранять барьеры, мешающие людям с ограниченными возможностями реализовывать свои общегражданские права, потребовала внесения изменений в 26 законов и кодексов. Среди них 5 законов, которые регулируют предоставление услуг по перевозке пассажиров различными видами транспорта. Законопроект, внесённый в конце 2013 года в правительство, определяет конкретные обязанности собственников объектов и операторов транспортных услуг по отношению к инвалидам.
Новые нормы, к примеру, гарантируют им возможность беспрепятственного передвижения по территории железнодорожных вокзалов, сопровождение и помощь, в том числе при посадке и высадке из поезда, предоставление кресел-колясок, подъёмников, дублирование текстовой информации голосовыми сообщениями, оснащение знаками, выполненными шрифтом Брайля, предоставление тифлосурдопереводчика и собаки-проводника.
Понятно, что реализация всех этих мер потребует времени и немалых финансовых затрат. Но ни того, ни другого пока явно не хватает.
То, что инвалиды должны обладать равными правами с относительно здоровыми гражданами, не вызывает никаких сомнений. И успешный зарубежный опыт придётся нам здесь очень кстати. Малоизведанная и пока ещё (чего греха таить) непопулярная в России система ситуационной помощи людям с ограниченными возможностями, в том числе на объектах транспорта, хорошо зарекомендовала себя во многих развитых странах. Но в Европе, например, к этому шли годами и комплексно, взращивая соответствующую идеологию в обществе и целенаправленно работая с бизнесом. У нас же велика вероятность, что обеспечение инвалидов равными правами с прочими пассажирами может стать сугубо ответственностью транспортников и ляжет на них непосильным финансовым бременем. Тем непосильнее, чем масштабнее проблема, а вступление закона в силу планируется уже с 1 января 2016 года.
Работая в жёстких условиях сокращения затрат, «Российские железные дороги» и сегодня уже реализуют весьма зримую программу социальных обязательств по отношению к людям с ограниченными возможностями. Но решить здесь все проблемы разом одной компании будет явно не под силу. Необходима помощь и государства, и общества – системная, долговременная. Не компании, а нуждающимся в ней людям.