В Петербургской подземке частично отменили запрет на проезд инвалидов-колясочников
После скандала в прессе, вызванного запретом на поездки в метро для петербургских инвалидов-колясочников, руководству питерской подземки пришлось смягчиться. Но пускать в метро маломобильных граждан станут только в строго отведенные часы. Для социально активных людей это равнозначно запрету на работу или учебу.
Чтобы работать или учиться, питерским инвалидам недостаточно будет превозмочь недуг: теперь предстоит еще и подстраиваться под правила городского метро и прочие особенности местного транспорта.
«Санкт-Петербургский метрополитен позволит инвалидам спускаться под землю в ближайшее время, — сообщила «Известиям» пресс-секретарь подземки Юлия Шавель. — Разрабатывается план-график проезда инвалидов с двумя сопровождающими по резервным эскалаторам, то есть таким, на которых нет других пассажиров. Одним из сопровождающих может быть инспектор метрополитена».
Выглядеть, по словам Юлии Шавель, это будет так: инвалид в коляске подъезжает к турникету, дежурные по станции запускают пустующий эскалатор, один из инспекторов (а если у инвалида нет сопровождающего — то двое) провожает коляску.
Однако для самих инвалидов это не победа. Для них ключевым стало понятие «план-график». По утрам с 7.00 до 9.30 и вечером с 16.30 до 19.00 их все равно в метро не пустят, потому что в часы пик резервных эскалаторов просто нет. Но именно в это время, например, ездит в институт и обратно Женя Гурова (о ней «Известия» писали 24 июня).
«Утром я просто не буду попадать на первую и вторую пары, — обреченно констатирует девушка. — А что делать вечером — ума не приложу. Наверное, сидеть и ждать, когда пустят…»
«Эскалатор — это источник повышенной опасности, метрополитен несет ответственность по закону, — авторитетно заявляет Юлия Шавель. — Мы должны исключить падение тяжеленной коляски на пассажиров».
По ее словам, временные ограничения — это пока единственный способ хотя бы частично решить проблему.
«В ближайшее время состоится конкурс, может быть, какая-то компания предложит иное решение, — добавляет госпожа Шавель. — Пока все предлагали только постройку дорогостоящих лифтов».
И дело не в том, что лифты — штука дорогая. На подавляющем большинстве станций их просто невозможно оборудовать.
«Лифт должен спускаться к платформе, но над платформами, как правило, давно уже построены здания, дороги», — объясняет Шавель.
Так что инвалидам остается ездить на наземном транспорте. Им, его «социальной направленностью», в Смольном очень гордятся: больше половины автобусов, троллейбусов и трамваев — низкопольные и оборудованы выдвижными аппарелями для въезда-выезда инвалидных колясок. В будущем, рассказали «Известиям» в комитете по транспорту, город намерен покупать только специально оборудованную для инвалидов технику.
Однако на практике, говорят сами инвалиды, это — из разряда сказок.
«Низкопольный транспорт есть далеко не на всех маршрутах, его приходится ждать по полтора-два часа», — говорит Женя Гурова.
А главное, что в специализированных автобусах пропадает смысл из-за пресловутого человеческого фактора. Попросту говоря, водители просто не замечают, что войти хочет человек в коляске.
«На моей памяти только один раз водитель выдвинул аппарель, — утверждает Женя. — Обычно они останавливаются в метре от тротуара — и залезай как хочешь».