Для петербургских инвалидов-колясочников метро стало запретной зоной. Работники ряда станций, в первую очередь, пересадочных, отказывают им в допуске в подземку, мотивируя это тем, что они якобы представляют угрозу для окружающих.
Студентку 4-го курса Северо-Западного университета печати Евгению Гурову, пользующуюся инвалидной коляской с 6 лет, в минувший четверг не пустили на станцию «Пушкинская». Дежурный по станции мотивировал это неким документом, подписанным на днях начальником Петербургского метрополитена Владимиром Гарюгиным. По его решению, якобы, инвалидов с коляской в метро пускать запрещено, поскольку, мол, «метрополитен не приспособлен для этого».
Однако никаких документов на этот счет работники подземки не показали, все объяснения были только на словах. При этом в их подкрепление сотрудники метро привели случаи, когда сопровождающий инвалида не мог удержать коляску на эскалаторе, что представляет угрозу для остальных пассажиров.
«Для меня метро – единственный доступный, самый доступный транспорт, так как автобусы и трамваи с низкой платформой ходят далеко не везде, а в метро – зашел, поставил коляску на тормоз на эскалаторе, снял с тормоза при спуске – элементарно, просто и безопасно, – рассказала Евгения. – Метро для инвалидов – один из самых оборудованных видов транспорта: просто попробуйте представить, каково мне втискиваться в трамвай, троллейбус или автобус. Ходить пешком – да, летом можно, если не дождь, а зимой, по нерасчищенным улицам?!»
По словам Гуровой, ей также отказали в проезде на коляске на станциях «Технологический институт» и «Сенная площадь», то есть на крупных пересадочных узлах. О неожиданной проблеме девушка написала на своей страничке в социальной сети и получила множество сочувственных откликов. Большинство откликнувшихся возмущено решением сотрудников подземки.
Так, петербурженка Наталья Джея рассказала, что пыталась выяснить, как привезти на праздик «Алые паруса» выпускника-инвалида: «Один ответ – никак. Всё будет перекрыто. Пешком ей не дойти. Информации никакой нет. А у рядовых полицейских одно распоряжение – машины не пропускать. Зато повеселила надпись на праздничном флаге – «Россия страна возможностей».
Но оказались среди написавших Гуровой и те, кто поддерживает запрет для колясок в метро. «Я как-то возил инвалида, и не раз. Но один случай был очень страшный, – рассказывает Евгений Викки. – Ступени «развернулись» и стали выдавливать коляску. Я держал всей силой и боялся упустить. Внизу никого – и сотни метров. Было очень страшно – от нее не осталось бы ничего… Метро в Питере – совершенно НЕ безопасный для этого транспорт».
Сотрудники метро, к которым за комментарием обратился корреспондент «БалтИнфо», сослались на заключение завода, который делает эскалаторы. Согласно документу, на эскалаторах нет специальных креплений для колясок и они не приспособлены для перевозки пассажиров этой группы.
Что касается внутреннего распоряжения о закрытии метро для инвалидов, то его просто нет, это лишь устная рекомендация руководства. По инструкции, сотрудники подземки должны предложить человеку в инвалидной коляске воспользоваться наземным общественным транспортом или социальным такси. Однако социальное такси необходимо заказывать за несколько дней до поездки, и если инвалиду необходимо немедленно отправиться в другую часть города, самый доступный вид транспорта для него – метро.
Причем на некоторых станциях петербургской подземки есть специальные широкие двери для инвалидов, например, на «Горьковской», а на «Парнасе» даже оборудован лифт. Но востребованность его невелика.
Евгения Гурова рассказывает, что с негативным отношением к себе в метро она уже сталкивалась. Однажды ее приняли за попрошайку и потребовали удалиться из вестибюля. Девушке пришлось объясняться, после чего работник подземки извинился перед ней.
Между тем, количество попрошаек на колясках в петербургском метро, несмотря на запрет их въезда, не уменьшилось, хотя очевидно, стоимость «услуги» для этой категории «пассажиров» существенно возросла — разумеется, негласно.