Программа обучения детей-инвалидов в общих детских садах и школах буксует в регионах. К такому выводу пришли участники парламентских слушаний, прошедших недавно в Госдуме. По их мнению, чиновникам и представителям системы образования просто не хватает опыта. Решить эту проблему депутаты решили путем тиражирования наработок московских школ, где дети-инвалиды уже не первый год учатся вместе с обычными детьми.
Парламентские слушания помогли депутатам выявить существующие проблемы. Одна из них заключается в недостаточном опыте регионов в этой сфере. Председатель комитета по образованию Александр Дегтярев рассказал о том, что только в Москве была реализована и уже действует на протяжении ряда лет полноценная, хорошо выстроенная система инклюзивного образования. «Особенность московского опыта заключается в том, что процесс социализации этих людей выстроен таким образом, что, начиная от школы и заканчивая высшим учебным заведением, они участвуют в этом процессе», – сказал РИА «Новости» представитель комитета.
По его словам, в ходе парламентских слушаний была организована поездка по учебным образовательным центрам страны, и представители подавляющего числа регионов подтвердили, что у них нет ничего подобного.
«В связи с этим мы намерены эту работу тиражировать. Уже сделаны соответствующие рекомендации, и, надеюсь, департамент образования Москвы сделает московскую площадку тем пилотным проектом, который мы намерены рекомендовать Министерству образования поддержать в финансовом плане. Это, конечно, будет уже осенью», – сообщил Дегтярев.
Для того чтобы наладить механизм обучения детей-инвалидов в общих школах, чиновникам предстоит решить много нюансов. Ведь в России до сих пор не создано качественной сопровождающей службы, а это значит, что нагрузка по уходу за больным ребенком ляжет на учителя. Сейчас дети с ограниченными возможностями обучаются в основном на дому либо в специализированных коррекционных школах. Различные опросы общественного мнения показывают, что большинство родителей и вовсе не в восторге от того, что их чада будут учиться вместе с инвалидами.
Тем не менее практикующий психолог Юлия Летягина уверена, что дети с ограниченными возможностями должны посещать именно общую школу. «От этого выигрывают все, – говорит она. – Ребенок-инвалид лучше социализируется потом в обществе, а здоровые дети могут у него научиться умению выживать и радоваться жизни. Инвалиды показывают пример, что даже с ограниченными возможностями можно достигнуть какого-то успеха. Конечно, речь идет о детях-инвалидах с сохраненным интеллектом. У меня были случаи, когда дети с ДЦП учились в общей школе, и никаких проблем там не было, его не дразнили, не обижали, он там не чувствовал себя ущербным. Но для этого должна быть грамотная подготовка учителей, детей и родителей».
Такого же мнения придерживается и представитель общественной организации «Луч надежды» Вячеслав Шуховцев: «К сожалению, общество еще не готово к тому, чтобы принять инвалидов, особенно имеющих внешние недостатки. Это сознание нужно менять, ведь мы все ходим под Богом, сегодня ты здоровый, а завтра какое-нибудь ДТП, и ты в инвалидном кресле. А дети и вовсе не виноваты в том, что такими родились».
Законопроект об инклюзивном образовании депутаты Госдумы намерены рассмотреть уже этой осенью.