Совет по вопросам градостроительной деятельности решил в срочном порядке взяться за создание комфортной для инвалидов среды в историческом центре города. Однако некоторые эксперты уверены, что реализовать проекты на должном уровне не получится. Сами инвалиды радуются тому, что о них наконец заговорили.
«Человек должен чувствовать себя человеком», - под таким лозунгом прошло сегодняшнее заседание экспертной группы Совета по вопросам градостроительной деятельности при правительстве Петербурга, посвященное вопросу адаптации исторического центра для маломобильных групп населения.
Эксперты не отрицают, что проблема достаточно «молодая», а некоторые из них откровенно говорят о том, что об адаптации инвалидов в большом городе заговорили почему-то только в преддверии Олимпиады в Сочи, ранее трудности в их передвижении мало беспокоили чиновников. Однако все субъективные суждения сводятся к одному — проблему решать в любом случае нужно.
Действительно, исторический центр города оказывается не вполне доступен для инвалидов. Невский проспект и прилежащие к нему улицы, передвижение по которым у обычных граждан не вызывает затруднений, для малоподвижных жителей становятся настоящими полосами препятствий.
В последнее время свою инициативу в решении поднятого вопроса начала проявлять градозащитная организация активистов «Красивый Петербург». Специалисты называют деятельность градозащитников «позитивным импульсом», который сыграет далеко не последнюю роль в адаптации Петербурга для инвалидов.
К слову, к градозащитникам подключились и представители малого бизнеса, которые также вызвались помогать в решении поставленного вопроса. Однако бизнесменам необходимо продолжать объяснять, какие улучшение нужно делать, сколько это будет стоить. В итоге должна появиться интерактивная карта, которая покажет малоподвижным гражданам, где и чем удобнее всего пользоваться. Эксперты уже начали разрабатывать проект по усовершенствованию местности вокруг Храма Спас на Крови.
«Мне вспоминается провокация Андрея Урганта, который сел в инвалидную коляску и постарался самостоятельно проехать по Невскому проспекту. В итоге сделать этого он не смог. Почему? Его встречали абсолютно реальные непреодолимые преграды», - рассказывает директор Исаакиевского собора Николай Буров.
Также Буров подчеркивает, что руководство некоторых культурных объектов действительно пытаются сделать так, чтобы посещение исторического или архитектурного памятника для малоподвижных граждан стало возможным. Однако все это реализуется «не по указке сверху», а по собственной инициативе людей.
«То, что мы затеваем сами, работает, а то, что по заданию чиновников — нет. Вот, например, по заданию мы купили абсолютно бездарные подъемники. Кстати, могу подарить. Они уже не работают. В итоге мы приобрели новую технику уже сами, которая рассчитана на 30 и даже более лет», - отмечает директор Исаакиевского.
Специалисты уверены, что помимо новой техники инвалидам поможет инвентаризация, которую без предупреждения нужно проводить по всем культурным точкам и объектам. Эксперты уже заведомо прогнозируют, что больше половины таких объектов держит у себя неработающую технику, предназначенную для помощи малоподвижным гражданам.
В свою очередь, «Красивый Петербург» разработал свою интерактивную карту города с местами, за которые в срочном порядке нужно браться. Эта карта содержит сотни меток по совершенно разным проблемам для инвалидов. Самая основная — пандусы на все том же Невском проспекте, которые не идут вровень дороге.
«Мы надеялись, что ремонт проспекта решит этот вопрос. Однако этого не случилось. Новый асфальт все также не стыкуется с пандусами. Для решения проблемы нужно поднять уровень асфальта или увеличить угол наклона пандуса с помощью шлифовки», - отмечает координатор движение «Красивый Петербург» Стив Кадис.
Кроме того, ремонт тротуаров Невского проспекта проводился очень давно, поэтому пешеходные зоны «просели». В результате появились проблемные участки, например, асфальт не стыкуется с люками.
Водосточные трубы выводят прямо на тротуары не только в историческом центре Петербурга, но и по всему городу. При сильных осадках у труб возникают лужи, которые затягиваются льдом при первых же заморозках. В итоге пешеходная зона становится опасным катком для всех граждан, тем более для малоподвижных.
Инвалиды, имеющие автомобили, зачастую не могут припарковать машину, потому что их место уже занято. Несмотря на стоящий рядом специальный знак — парковка для инвалидов.
«Я очень рада тому, что о нас заговорили. Мне кажется, что для реализации всех проектов с самого начала нужно решить, кто отвечает за исполнение. А еще нужна социальная реклама, которая будет призывать граждан обращать внимание на проблемы других людей», - считает глава Ассоциации спортивных танцев на колясках Елена Лозко.
В итоге специалисты решили, что к 1 сентября текущего года создадут информационный портал, где будут представлены всевозможные маршруты для маломобильных групп населения.
«Еще на этом портале должна быть представлена информация для волонтеров. Наша цель — войти в Ассоциацию городов, ориентированных на маломобильные группы населения. Сначала, скорее всего, нам откажут. Но главное то, что начало положено», - заявил советник губернатора Петербурга по строительству Вячеслав Семененко.
Так, на грядущем заседании правительства Петербурга вопрос о создании доступной среды для инвалидов будет стоять первым.