В Томской области более 100 детей-инвалидов нигде не учатся,
из них 34 – жители областного центра. В учреждениях образования Томска
обучается 634 ребенка с ограниченными возможностями, 320 детей получают
знания в средних общеобразовательных школах. 121 ребенок учится по
индивидуальной программе на дому.
Эти данные томское региональное общественное движение «ДИВО» получило, реализуя проект общественной экспертизы «Доступное и качественное образование - право для всех!».
Многие видели их рекламу: фотография класса, на переднем плане –
ученик в инвалидной коляске. «Диво» выступает за философию инклюзивного
образования: «Дети должны учиться вместе».
Главные вопросы, ответы на которые искали активисты движения:
- Есть ли условия для того, чтобы все дети без исключения получали образование?
- В каких случаях дети не получают образования?
- Какие трудности испытывают дети, которые обучаются на дому?
- Какие трудности испытывают дети с ограниченными возможностями здоровья, посещая общеобразовательную среднюю школу?
Немного истории. До недавнего прошлого медики могли
признать больного ребенка необучаемым. Такая строка в ее ИПР –
«Индивидуальной программе реабилитации» (это что-то вроде «паспорта
инвалида»), по сути, ставила крест на его развитии.
В августе 2008 года приказом Минздравсоцразвития форма ИПР была
изменена: понятие «необучаемость» исчезло как таковое. Строки, в
которую можно было записать приговор, просто больше не существует.
Однако у «презумпции обучаемости» есть и свои противники. Так,
например, недавно вступивший в должность главный педиатр Томской
области Денис Черкасов считает эту идею не совсем корректной с медицинской точки зрения.
- В силу медицинских показаний часть детей никогда не смогут быть
обучаемыми. Поверьте мне, что существуют грубейшие органические
поражения. Учиться они не могут. Образованию придется оторвать часть
сил на таких детей, вместо того чтобы помогать тем, кому это
действительно нужно.
Однако председатель совета организации «ДИВО» Владимир Салит видит во всеобщем праве на образование не «обязаловку» для педагогов, а право человека на надежду.
- Я понимаю, - говорит Владимир Викторович, - что есть очень сложные
диагнозы, но отмену этой строки мы можем приравнять к отсутствию
смертной казни. Даже если человек заслуживает, чтобы его казнили, он
может на что-то рассчитывать.
Согласна с ним и председатель городской психолого-медико-педагогической комиссии департамента образования администрации Томска Наталья Артюшенко.
- У нас с медиками разные точки зрения. Мы считаем, что все
обучаемы. Узнать, научится ли ребенок плавать, можно только запустив
его в бассейн с водой. По российской конституции все граждане имеют
право на образование. К примеру, если у ребенка церебральный паралич,
то чем выше его интеллект, тем меньше возможностей остается для его
реализации… Лично для меня было большим ударом узнать, что в городе 34
ребенка школьного возраста нигде не учатся, хотелось бы, чтобы ситуация
изменилась к лучшему. Тем более что у нас есть программы для самых
разных детей. Недавно мы узнали о юноше, которому уже 19 лет, и он
нигде не учился. Начали его обучать, и на томограмме мозга у него
появились очаги активности. А вдруг он читать и писать научится? Это же
принципиально изменит качество его жизни.
Pro и contra
Участники проекта, предвидя дискуссии по поводу инклюзивного образования, провели социологическое исследование.
Интервью с педагогами общеобразовательных школ показали, что
большинство из них положительно относятся к философии инклюзивного
образования. Был, к примеру, такой ответ: «Я считаю, что это
единственный возможный вариант в условиях прогрессивного культурного
общества, но нам еще долго работать для достижения цели».
Большинство родителей детей-инвалидов также согласны с идеями
инклюзивного образования. Увы, в рамках этого опроса высказывались и
такие мнения, как: «Дети в нашей стране государству не нужны» или «По
отношению к этим детям все хорошо только на словах, семинарах и круглых
столах».
Родители детей-инвалидов, учащихся в общеобразовательных и
специальных школах, в качестве основных проблем выделяют такие, как
сложности в отношениях с одноклассниками и отсутствие безбарьерной
среды. Другая беда – содержание образования: зачастую
специализированные учреждения не дают знаний того уровня, который
необходим для развития хороших интеллектуальных способностей.
Но сильнее всего страдают знания детей, находящихся на домашнем
обучении. Педагоги приходят редко, некоторые могут не появиться ни разу
за весь учебный год. «Виновато» в этом в первую очередь отсутствие у
них материальной заинтересованности: доплата за эту работу очень мала.
Школам не нужны дети с ограничениями по здоровью.
В итоге что получает ученик, волею судеб вынужденный заниматься
дома? Нагрузка в течение недели неравномерна, падает качество освоения
отдельных предметов. Кроме того, ребенок не общается с товарищами, не
может почерпнуть знания у одноклассников. Результатом такого обучения
оказываются высокая тревожность детей по поводу их будущего и
интеллектуальная пассивность: зачем стараться, думать, учить, если все
равно впереди не светит ничего хорошего?
Не только на словах
Недавно «ДИВО» организовало круглый стол, на котором и были
подведены итоги общественной экспертизы. Перед началом мероприятия к
Владимиру Салиту подошли две журналистки, одна из которых спросила:
сколько, по вашему мнению, потребуется средств, чтобы создать условия
для качественного доступного обучения детей-инвалидов?
- Вы знаете, когда начинают с того, «сколько нужно денег», или, что
еще хуже, «нет денег», это не совсем верно. Наша беда –
раздробленность финансирования. Есть городская целевая программа по
социальной интеграции, есть областные программы помощи
детям-инвалидам, есть различные грантовые проекты, которые выполняются,
например, в ТУСУРе, по студентам-инвалидам. Нужно создать некую
координационную службу, которая позволила бы и средства, и
специалистов, и усилия интегрировать и направить в общем русле. И
тогда получился бы значительно больший эффект, чем когда каждый из
департаментов занимается частными вопросами, не координируя свои
действия с другими. Мы надеемся, что такой координационный орган или
комиссия в Томской области появится, и тогда все эти вопросы можно
будет решать оперативно, качественно и на необходимом уровне.
Кстати, философия инклюзивного образования реализуется не только на
словах, но и на практике. Сейчас в городе уже есть две площадки по
инклюзивному образованию: детский сад № 40 и школа № 54.
Владимир Салит полагает, что на сегодняшний день назрел
момент для принятия специального закона об образовании граждан с
ограниченными возможностями по здоровью.
- Может быть, тогда все проблемы, которые сейчас искусственно
существуют из-за межведомственных барьеров, были бы решены. По этому
пути идут в различных регионах: в Самаре, в Москве, в Санкт-Петербурге,
где все это уже есть. И многие вопросы там просто не возникают. А мы,
как говорится, «тормозим»…
Но что даст такой закон конкретному ребенку? Его родителям?
- Если закон предусматривает, к примеру, финансирование
транспортных услуг – значит, ребенка можно доставить в школу. Если
финансируются вопросы, связанные с созданием безбарьерной среды - то
есть не когда в одной школе сделали пандус, а в законе прописано, что
в каждой школе должны быть эти системы. И не только прописано, но и
выполняется! Родители имеют психологическую, педагогическую поддержку –
и в семье снимаются многие проблемы.
Как говорит Владимир Викторович, тот героизм, который вынуждены
проявлять родители детей-инвалидов у нас, в других странах смотрится
дико. На Западе, как только появляется ребенок с инвалидностью, все
вопросы решает государство.
У нас же родители доходят до крайних мер, сдают своих детей в дома ребенка.
- А ведь этого можно было бы избежать, если бы у ребенка была
перспектива, в том числе - получить образование, и родителям об этом
было известно. У меня есть знакомый, который, узнав, что у его
новорожденного ребенка нарушение слуха, тут же собрался и уехал с
семьей в Германию. Вы понимаете, до какого уровня приходится изменять
жизнь семье, если появился ребенок-инвалид?
***
Наверное, немедленное введение инклюзивного образования, учитывая
общий уровень культуры и нравы, царящие в наших школах, было бы
преждевременным. С другой стороны, равные права на обучение для всех и
каждого, вне зависимости от состояния его здоровья – идеал, к которому
нужно и должно стремиться. И, конечно, это позор для общества и для
каждого из нас, что дети-инвалиды и их родители оказываются один на
один со своими проблемами.
http://vesti70.ru/stats/full/?id=19381
|