Говорят, что клиент всегда прав, а пациент - всегда неправ.
Еще
говорят, что бесплатной медицины не бывает. Эти утверждения попытался
оспорить во время общения в Интернете с читателями "МК" руководитель
Лиги защиты прав пациентов Александр САВЕРСКИЙ.
- С какими жалобами чаще всего обращается в вашу лигу?
-
Иногда бывает от 100 до 400 обращений в день. Среди жалоб на качество
медицинской помощи лидирует по-прежнему стоматология, затем акушерство
и гинекология. Далее следуют хирургия, анестезиология и реаниматология.
Хотя практически во всех жалобах имеются элементы ненадлежащей
диагностики. Да и мотивация обращающихся отличается. Так, если в
области стоматологии доминирует психология потребителя ("я заплатил
деньги - дайте мне то, что я хочу"), то, например, в акушерстве это
психология праведного гнева: найти правду и наказать виновных. И это
понятно: беременность не болезнь, и когда через 9 месяцев родственники
получают труп - борьба становится смыслом их жизни. Я надеюсь, скоро
при участии Росздравнадзора мы составим рейтинг роддомов России,
основанный на статистике смертности и осложнений у женщин и детей.
Данные по всей России мы получили еще в марте, и рейтинг мог появиться
в апреле. Москва - единственный регион, до сих пор не представивший
данных.
Такой рейтинг способен изменить ситуацию в акушерстве
России. Планируется, что подобные рейтинги впоследствии появятся и в
других областях медицины.
- Что делать, если не забирает "скорая помощь"?
-
Если вам отказывают в медпомощи, будь то "скорая помощь" или больница,
рекомендую в общении с медицинским персоналом ссылаться на 125-ю статью
УК "Оставление в опасности". Требование каких-либо документов (полисов
ОМС и даже паспорта) в экстренной ситуации неправомерно и может
расцениваться как уголовное правонарушение. Вся экстренная медицинск ая
помощь в РФ оказывается бесплатно.
- Что делать, если пациент считает: назначения врача причинило вред его здоровью? Как это доказать в суде?
-
Для обращения с иском в суд нужны основания. А именно подтвержденный
вред здоровью: выписки из истории болезни, иные медицинские документы,
а также обоснованное мнение о наличии причинно-следственной связи между
применением того, что прописал врач, и возникшими проблемами. Придется
также доказать, что врач действовал с нарушением требований закона,
приказов, стандартов и т.п. В судебном процессе скорее всего
потребуется провести судмедэкспертизу. Но она не является единственным
доказательством по делу.
Поэтому важно не только сформулировать
вопросы перед экспертами, но, собрав другие доказательства, грамотно
допросить их в суде. Нам нередко удавалось изменить позицию экспертов
на прямо противоположную.
По своему опыту могу сказать, что выиграть можно всё, но если вы на 100 процентов уверены в своей правоте.
- Если вы находитесь за городом, а прописаны в Москве и заболели - какое лечение вам должны предоставить?
-
Вся экстренная (скорая) медпомощь оказывается гражданам вне зависимости
от места жительства и наличия документов. Если речь идет о хроническом
заболевании, обратитесь в то учреждение, где вы хотите лечиться, и
узнайте порядок и место выдачи полисов ОМС. Вам придется поменять свой
полис ОМС на новый, действующий в новом регионе. Но ни один закон
России не ставит оказание медицинской помощи в государственных и
муниципальных учреждениях здравоохранения в зависимость от предъявления
полиса ОМС. Это дает возможность отстаивать свое право на оказание
помощи только по предъявлении паспорта гражданина России.
- Имеет ли пациент право на выбор врача?
-
Согласно статье 30 Основ законодательства об охране здоровья пациенты
имеют право на выбор врача с учетом его согласия, а также выбор
лечебно-профилак тического учреждения (ЛПУ). Чтобы поменять лечащего
врача, нужно: 1) обратиться к тому врачу, у которого вы хотите
лечиться, и получить его согласие; 2) написать заявление о выборе врача
на имя главврача медицинской организации. Чтобы поменять ЛПУ,
обратитесь в свою страховую медицинскую организацию и выясните порядок
выбора медицинского учреждения. Если это учреждение имеет договор с
вашей страховой компанией, проблем быть не должно. Если договора нет,
вам скорее всего придется выяснить, какая страховая компания с ним
работает, и обратиться в нее за оформлением нового полиса.