В прошлом году
государственные расходы на программу реализации госгарантий оказания
бесплатной медицинской помощи населению выросли на 30% и достигли 897
млрд. руб., говорится в опубликованном на прошлой неделе докладе
Минздравсоцразвития. Несмотря на то, что расходы на медицину постоянно
растут, этого увеличения недостаточно, чтобы приблизиться к уровню хотя
бы развивающихся стран, отмечают эксперты.
На первый взгляд цифры в отчете Минздрава довольно велики. Однако
упомянутые госгарантии растут в денежном выражении и совершенно не
растут относительно ВВП последние 7 лет, подсчитали эксперты Института
комплексных стратегических исследований (ИКСИ). Уровень расходов на
гарантии бесплатной медпомощи застыл на отметке 3% ВВП. "Если прибавить
финансирование по другим каналам, то получится, что Россия тратит на
здравоохранение всего 4,5% ВВП, хотя в развитых странах этот показатель
составляет 7-8%", - заявил "НИ" ведущий специалист отдела аналитических
исследований ИКСИ Дмитрий Плеханов.
Расходы государства на
закупку медицинского оборудования за последние три года увеличились в 2
раза и составили в 2007 году 97 млрд. руб., отчитался Минздрав. Но надо
учесть, что эти деньги распределяются на все население страны. Поэтому
Россия находится в хвосте соответствующего международного рейтинга. У
нас расходы на приобретение медицинского оборудования в год на душу
населения составляют 13 долларов. Мы, к счастью, обгоняем по этому
показателю Казахстан (8 долларов), Китай (3) и Индию (1), но уступаем
большинству не только развитых, но и развивающихся стран,
свидетельствуют расчеты ИКСИ. Так, в Бразилии аналогичные расходы
составляют 14 долларов, в Турции - 18, Мексике - 20, Южной Корее - 53,
Германии - 151, а в США - 271.
Дело осложняется тем, что 3/4
медицинского оборудования покупается за рубежом. "Импортируется
аппаратура УЗИ, электрокардиографы, оборудование для эндоскопии и
магнитно-резонансные томографы. Рентгеновское оборудование закупается
преимущественно в России. Это связано с тем, что рентген используется
также в военно-промышленном комплексе, поэтому наши заводы могут
дополнительно выпускать гражданское оборудование в больших масштабах",
- пояснил г-н Плеханов.
Ликвидировать наше отставание в
медицине должны нацпроект "Здоровье" и пилотный проект по повышению
качества услуг в сфере здравоохранения. Однако они двигаются медленно и
несвободны от серьезных недостатков. Так, еще в 90-х, когда вводились
полисы обязательного медицинского страхования (ОМС), предполагалось,
что все государственные средства будут поступать в здравоохранение
через систему ОМС. Однако сейчас переход к одноканальному
финансированию через ОМС внедряется в рамках пилотного проекта только в
12 регионах, отмечается в экономическом обозрении Института экономики
переходного периода. При этом в Тюменской области доля государственного
финансирования здравоохранения, аккумулируемая в территориальной
системе ОМС, составляет 89%, в Томской области - 68%, в Пермском крае -
66%, Владимирской и Калининградской областях - только по 60%, а в
остальных еще меньше. Кроме того, многие стандарты качества оказания
медицинской помощи до сих пор не утверждены, потому что качественное
лечение по этим нормативам потребовало бы увеличения финансирования в
2-4 раза.
Не все в порядке и с поставками медицинского
оборудования по нацпроекту "Здоровье". "Средства на расходные материалы
и на ремонт оборудования (имеются свидетельства, что отдельное
оборудование, проработав менее года, выходило из строя) не были
предусмотрены ни в самом Национальном проекте, ни в расходах на
выполнение территориальных программ обязательного медицинского
страхования", - считает заведующий лабораторией ИЭПП Сергей Шишкин. В
результате часто новое оборудование прекращало работу после
израсходования прилагающихся к нему первоначальных комплектов расходных
материалов. По данным Росздравнадзора, к концу 2007 года простаивало
более 3,2 тыс. единиц техники и оборудования (5,8% от общего числа) на
общую сумму 1,5 млрд. руб. (4% от величины расходов нацпроекта на эти
цели).
НИКОЛАЙ ДЗИСЬ-ВОЙНАРОВСКИЙ