Массовое
строительство высокотехнологичных медицинских центров в перспективе
требует поточного "производства" высококвалифицированных специалистов.
Соответствующие методики обучения были разработаны ведущими
отечественными медицинскими образовательными учреждениями еще в конце
прошлого века. Академик РАМН и заведующий кафедрой лучевой диагностики
Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова Сергей ТЕРНОВОЙ
писал концепцию организации и подготовки кадров еще для первых в нашей
стране диагностических центров, открытых с 1988 по 1991 год, когда
министерский пост занимал знаменитый кардиохирург Евгений Чазов. Тогда
три новые клиники, оснащенные по последнему слову техники, были
построены в Москве, две в Санкт-Петербурге, две в Киеве и по одной во
всех городах-миллионниках. Сейчас академик Терновой готовит кадры уже
для высокотехнологичных клиник XXI века. О проблемах их подготовки он
рассказал корреспонденту "Времени новостей" Галине ПАПЕРНОЙ.
--Что
можно сказать о тех специалистах, которых отобрали для работы в первом
высокотехнологичном центре, недавно открытом в Пензе?
--Все
ребята очень активные, они понимают, что впереди у них большие
зарплаты. Они закреплены за кардиоцентром, но лично я учил их лучевой
диагностике. У меня обучалось четыре человека, и этого, конечно,
недостаточно для такого большого центра. Но хоть что-то. Да и на
подготовку отвели всего полтора месяца. За этот период можно узнать
только, где у аппарата какие кнопки. Чтобы научиться диагностике,
требуется как минимум год. Поэтому подобное интенсивное обучение должно
быть регулярным.
-- Как можно оценить подготовку медкадров в нашей стране по меркам развитых стран?
--
Чтобы ответить на этот вопрос, сразу стоит сказать, что обучение
проходит в три этапа. На первом проходит додипломная подготовка. Наши
студенты занимаются 108 часов рентгенологией и 36 часов делают
самостоятельную работу, что позволяет говорить о хорошем уровне их
подготовки. Если сравнивать с количеством часов у европейских студентов
и американск их, то наши находятся где-то посередине. Этот этап длится
пять лет. Второй этап -- профподготовка. Для этого в России отводится
два года клинической ординатуры, в Европе этот этап занимает четыре
года, в США -- пять лет. Но и по завершении столь длительного
последипломного образования там врач становится только общим
рентгенологом. Если он хочет стать, скажем, узким специалистом по
маммографии, ему надо специализироваться дальше. Для нас же и два года
большой прорыв, до последнего времени все постдипломное обучение
специалиста умещалось в пять месяцев. Третий этап -- так называемое
продолженное профессиональное обучение. И оно длится всю жизнь. Здесь у
нас просто беда. Официально повышать свою квалификацию врачи должны раз
в пять лет, на что отводится 144 часа. А глобальные революции в
диагностике происходят каждые три года.
За рубежом врач не может
отстать от информационного потока по своей специальности. Он обязан
набирать условные баллы, которые можно получить как публикуя статьи,
так и посещая научные конференции. Эта система стимулирует врача
систематически получать знания. Благодаря этой системе и неусыпному
контролю профессиональных ассоциаций средний врач на Западе значительно
сильнее нашего среднего.