Суббота, 04.05.2024





новогодние украшения web.a.net
Мы в социальных сетях: Мы ВКонтакте Мы в "Одноклассниках"  
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Досуг » Интересное в Сети » Мир сегодня
Мир сегодня
ЛосевДата: Пятница, 17.12.2010, 11:08 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Журналист
Сообщений: 5144
Репутация: 65
Статус: Offline
Деградация нравов или вербализация страхов?
Владимир Петухов
Социальная трансформация, общественная мораль и государство
Последние 10 - 15 лет руководители Российского государства обходили вниманием проблемы состояния морали и нравственности в обществе. После краха советской системы возобладала точка зрения, что мораль и нравственность - сфера частной жизни, куда государство вмешиваться не должно. Многие полагают так и поныне. Есть, однако, и другие (и их гораздо больше), кто все настойчивее ставит вопрос о возможности и целесообразности регулирования, в том числе и законодательного, отношений в этой области.
Как бы там ни было, морально-нравственная проблематика все чаще перемещается в центр общественного внимания, становясь не только предметом острых дискуссий (и на страницах 'Политического класса'), но и конфликтов, которые иногда приобретают ярко выраженный политический оттенок.

Обостренное восприятие ситуации в морально-нравственной сфере обусловлено в первую очередь тем, что дела там обстоят крайне неблагополучно и имеют тенденцию к ухудшению. По мнению Сергея Хоружего, 'страну постиг небывалый, беспрецедентный нравственный провал, когда этические координаты не сместились куда-то, а попросту вообще исчезли. Услышишь речи о добре, любви, заботе о людях - держись за карман, да живее прочь: вот наша нравственная реальность сегодня'1. С точкой зрения Хоружего, судя по результатам исследований ВЦИОМа, согласно подавляющее большинство россиян (79%), считающих, что за последние годы состояние нравственности в стране изменилось в худшую сторону2.

Менее категоричен академик Абдусалам Гусейнов. Он полагает, что в современной России произошло, с одной стороны, высвобождение многих сфер жизни из-под прямого и жесткого морального диктата, детабуирование определенных форм деятельности, что имело, безусловно, позитивное значение, а с другой - не прочерчены с такой ясностью, как раньше, новые координаты добра и зла. Главное же - до сих пор нет ответа на простой вопрос: кто может определять, что есть добро и что есть зло3.

Впрочем, как показывают исследования, большие сложности с ответом на этот вопрос возникают не только в России. Резкое сужение 'поставщиков моральных ценностей и ориентаций', когда люди не доверяют ни священнику, ни учителю, ни старшим членам семьи, носит повсеместный характер4. Не случайно главная проблема, волнующая россиян, - не столько избыточная свобода нравов, распущенность, аморальность, в том числе и в СМИ, сколько изменение характера взаимоотношений между людьми. Так, отвечая на открытый вопрос: 'Какие поступки и действия людей являются наиболее безнравственными?', значительное число россиян помимо алкоголизма и наркомании назвали безразличие людей друг к другу (26%), ложь, лицемерие, подлость (20%), а также неуважение людей к окружающим, проявляющееся в бытовом хамстве и тотальном использовании ненормативной лексики, в том числе и при общении с женщинами и детьми (17%)

Еще более жесткими и даже в чем-то самоуничижительными выглядят оценки, даваемые россиянами изменениям, произошедшим в людях и в их взаимоотношениях за годы реформ. Отвечая на вопрос: 'Как, на ваш взгляд, изменились люди и отношения между ними за последние 10 - 15 лет?', респонденты фиксируют обвал традиционно присущих россиянам качеств - доброжелательности, душевности, искренности, бескорыстия. И при этом отмечается заметное усиление, например, проявлений агрессивности, рост цинизма. Единственная позитивная характеристика изменений в качествах, присущих россиянам, - отмечаемый многими рост образованности (см. табл. 1).

Качества людей
Усилились

Ослабились

Остались на том же уровне

Цинизм

57

13

19

Агрессивность

51

21

18

Образованность

37

36

23

Активность, целеустремленность

30

43

21

Способность к сотрудничеству

25

38

26

Трудолюбие

25

45

25

Бескорыстие

13

59

19

Патриотизм

12

65

17

Верность товарищам

12

52

30

Душевность

11

62

23

Доброжелательность

11

63

23

Взаимное доверие

10

65

21

Искренность

8

67

21

Честность

6

66

23

Иначе говоря, в России налицо кризис межличностного доверия, когда взаимоотношения между людьми все больше напоминают те, которые присущи любому массовому, потребительскому обществу, где, по мнению британского социолога Зигмунта Баумана, давно утвердился Каинов принцип - 'разве я сторож брату своему?'. Совокупный результат таких процессов, по его мнению, - расширяющаяся пропасть между общественным и частным, постепенный, но неуклонный упадок искусства перевода частных проблем на язык общественных5. Мораль как проявление коллективного сознания в подобной ситуации становится слабым звеном.

Естественно, возникает вопрос: действительно ли за последние 15 лет произошли столь радикальные изменения в людях, в отношениях между ними по сравнению с дореформенными временами? Тем более что и в советские времена процветали двойная мораль, блат, угодничество и многое другое.

Судя по результатам исследований, сегодня мы имеем дело не столько с тотальным падением нравов и моральной деградацией, сколько с вербализацией страхов и фобий, которые в последние годы получили широкое распространение. Многие россияне по-прежнему отдают приоритет традиционным российским добродетелям - трудолюбию и честности, хотя и не всегда ощущают востребованность этих качеств в реальной жизни.

Значительное их число (52%) продолжают придерживаться точки зрения, что для них важнее честно прожитая жизнь и даже ради достижения успеха в жизни они не переступят через собственные моральные принципы. Чуть меньше, но также достаточное число опрошенных согласны с тем, что в современном жестоком мире нельзя руководствоваться исключительно моральными принципами, а нужно действовать сообразно обстоятельствам (40%). Причем чем моложе респонденты, тем чаще они придерживаются этой точки зрения.

Еще более явно метания массового сознания видны, когда речь заходит о том, подвержены ли влиянию времени основные моральные нормы. Мнение россиян раскололось почти пополам - 48% считают, что основополагающие моральные принципы не подвержены влиянию времени, а 47% придерживаются противоположного мнения (см. рис. 2).

В целом же жизнь среди хаоса 1990-х наложила серьезный отпечаток на социально-психологический климат в стране. Почти каждый третий россиянин испытывал в конце прошлого - начале нынешнего века состояние страха, тревоги, пессимизма, неуверенности; каждый пятый - чувство разобщенности с окружающими его людьми. В последние годы ситуация начала выправляться, тем не менее социально-психологическая реабилитация общества займет много времени. А пока приверженность многих россиян моральным ценностям подвергается большим испытаниям, что проявляется, в частности, в моральном релятивизме, когда не только размывается грань между добром и злом, но и растет толерантность людей в отношении отступления от общепринятых норм и правил поведения.

Из приведенных ниже данных (см. табл. 2) видно, что из 17 предложенных респондентам поступков, которые принято считать аморальными или по меньшей мере неэтичными, табу для большинства опрошенных стали лишь 5 (их не оправдали бы ни при каких условиях более 75% опрошенных). Это - употребление наркотиков, жестокое обращение с животными, обогащение за счет других, пьянство, алкоголизм и детская безнадзорность, беспризорность. По всем же остальным позициям имеется широкий разброс мнений - в целом ряде случаев число полагающих, что те или иные поступки никогда не могут быть оправданы, меньше, чем доля считающих их при определенных условиях допустимыми или же настолько малозначимыми, что к ним можно относиться снисходительно. Это касается уклонения от службы в армии, сопротивления милиции, присвоения найденных вещей и денег, абортов. Немало и тех (от четверти до 40%), кто считает при определенных обстоятельствах допустимым дачу и получение взятки, деловую необязательность, публичную неприязнь к представителям других национальностей, хамство, грубость, брань (см. табл. 2).

Никогда не может быть оправдано

Иногда это допустимо

К этому надо относиться снисходительно

Употребление наркотиков

92

5

2

Пьянство, алкоголизм

77

19

4

Жестокое обращение с животными

82

13

3

Обогощение за счет других

75

18

4

Дата/получение взятки

62

29

4

Деловая необязательность

64

22

7

Уклонение от уплаты налогов

54

31

9

Уклонение от службы в армии

40

43

12

Сопротивление милиции

40

44

8

Присвоение найденных вещей, денег

46

36

15

Безбилетный проезд в общественном транспорте

37

41

19

Проституция

73

13

9

Супружеская измена

48

27

16

Аборт

27

44

18

публичное проявление неприязни к представителям других национальностей

65

22

7

Хамство, грубость, нецензурная брань

71

23

3

Российское общество демонстрирует высокий уровень терпимости к существованию множественности нравственных стандартов. Это не означает, разумеется, что все, кто может оправдать те или иные аморальные действия, способны их совершить. Однако подобные действия, не будучи осуждены в рамках общественного мнения, получают тем самым право на тиражирование и в конечном счете становятся общественно приемлемыми. Тем более когда снисхождение к ним проявляют те, кого принято считать лидерами мнений.

Показательно и то, как респонденты оценивают морально-нравственный климат в стране в целом и в непосредственном окружении. Здесь изменения к худшему фиксируют менее половины опрошенных (46%), а большинство респондентов считают, что изменений в моральном облике их близких не произошло либо эти изменения позитивны (42 и 10%). Для сравнения: в обществе в целом отсутствие изменений или позитивные сдвиги фиксируют лишь 12 и 7% опрошенных
Столь существенные различия в оценках морального климата в стране в целом и в своем окружении обусловлены прежде всего увеличивающимся разрывом между жизнью, которую ведут люди в среде непосредственного обитания, и той, которую они наблюдают 'в телевизоре'. Для многих настоящая жизнь существует именно 'в телевизоре', и соответственно тиражируемые им ценностные установки, стереотипы и модели поведения приобретают характер общепринятых, а звезды телевидения, кино и шоу-бизнеса становятся нравственными и поведенческими маяками, образцами для подражания, прежде всего для молодежи. Не случайно в число кумиров молодежи россияне включают наряду с успешными бизнесменами представителей шоу-бизнеса и других героев экрана - поп- и рок-звезд, героев телесериалов, которые не всегда отличаются безупречным поведением (см. рис. 4).

Тем не менее в отношении влияния массовой культуры и шоу-бизнеса на общество мнения россиян не единодушны. Чуть более трети (34%) считают, что масскульт подрывает моральные и нравственные устои общества, а 29% придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что его влияние, скорее, положительное, прежде всего 'терапевтическое'. Еще четверть (24%) полагают, что массовая культура и шоу-бизнес не оказывают ни положительного, ни отрицательного влияния на общество.

Надо сказать, что если в оценке общего вектора развития ситуации в сфере морали и нравственности мнения представителей поколений отцов и детей в целом совпадают (хотя и при более позитивном настрое молодежи), то в оценке роли массовой культуры и шоу-бизнеса в жизни общества мнения людей различных поколений поляризуются. Среди молодежи, в первую очередь до 24 лет, доминируют позитивные оценки влияния масскульта на общество; мнения респондентов среднего возраста (35 - 44 лет) расколоты; а оценки опрошенных старших возрастов однозначно негативны.

Большинство россиян согласно с тем, что расцвет массовой культуры и шоу-бизнеса сопровождается упадком общей культуры, искусства, которые не в состоянии конкурировать с шоу-бизнесом прежде всего в коммерческом отношении. При этом нравственный и художественный уровень многих произведений искусства также снижается. Точку зрения, что свобода творчества сама по себе продуцирует создание новых художественных произведений, разделяют лишь 23% опрошенных (см. рис. 5).

Вызывает резкое неприятие использование ненормативной лексики, мата в литературе, на телевидении, в кино, на эстраде. Часто употребляемые представителями художественной элиты сентенции о свободе творчества, о мате как средстве отражения реальной действительности, особом художественном приеме, не находят поддержки у россиян. 80% опрошенных считают, что использование мата в широкой аудитории недопустимо, и только 16% относятся к этому с пониманием. Несмотря на заметно большую терпимость молодежи к публичному употреблению ненормативной лексики, и в ее среде большинство (69%) расценивают это как распущенность и считают недопустимым

В целом же большинство россиян (88%) считают, что моральные требования к представителям шоу-бизнеса, телевидения должны быть такими же, как к другим людям, либо даже более строгими. И только 6% полагают, что им как людям особым, творческим простительны элементы вызывающего поведения, эпатажа.

Может быть, это связано с тем, что в последнее время многие представители шоу-бизнеса, а также некоторые политики, будучи вполне добропорядочными обывателями, ведут себя вызывающе исключительно из соображений собственной раскрутки или раскрутки своих проектов, что начинает вызывать негативные эмоции. Как отмечает Даниил Дондурей, некоторые из них, а также российское телевидение в целом сегодня ведут планомерную, агрессивную атаку на семейные ценности, в связи с чем он ставит вопрос о возможности и целесообразности идеологического обеспечения 'строительства капитализма в России'6.

Многие эксперты и политики пошли еще дальше, предлагая варианты регулирования государством сферы морально-нравственных отношений. Причем нередко за требованиями навести порядок в этой сфере просматривается стремление оседлать рост консервативно-традиционалистских настроений с целью достижения политических целей.

Итак, ситуация в морально-нравственной сфере сегодня вызывает обеспокоенность многих. Закономерно возникает вопрос о способах реагирования государства на эту проблему, а также о том, как может воспринять общество те или иные действия властей.

Судя по результатам опросов, ситуация выглядит противоречивой. С одной стороны, большинство населения считает нормальным и оправданным участие государства в регулировании морально-нравственных отношений. Лишь четверть опрошенных (26%) полагает, что мораль и нравственность - сфера частной жизни и государство не должно в нее вмешиваться. Существенно больше тех (66%), кто считает невозможным поддержание благоприятного морально-нравственного климата в обществе без участия государства.

83% россиян полагают, что решение именно на правительственном уровне проблемы падения морали и нравственности очень важно. Причем с 1996 года число людей, считающих это очень важным, выросло с 54 до 69%

Позитивно многие россияне относятся к возможности регулирования, в том числе и законодательного, правил поведения в обществе, не считая, например, что запрещение использования ненормативной лексики или сцен насилия на телевидении является нарушением свободы слова и в целом прав человека. Это относится и к требованию некоторых политиков и общественных деятелей запретить широкую продажу эротических изданий, распитие пива и других слабоалкогольных напитков в общественных местах и т.д. 63% опрошенных в случае принятия жестких законодательных мер по этим вопросам не будут относиться к подобным действиям как к нарушению прав человека.

С другой стороны, было бы неправильно считать, что в обществе возобладали консервативно-пуританские нравы. Российский обыватель дорожит ценностями частной жизни, своими привычками, пристрастиями и, часто высказывая пожелания навести порядок в той или иной области, выступает категорически против, если это касается его самого или привычного ему порядка вещей. Любопытна в этом отношении позиция многих россиян в отношении цензуры на телевидении, когда вопрос ставится не вообще, а, например, в пакете жестких антитеррористических мер и действий, обнародованных после событий в Беслане. При такой постановке вопроса число сторонников введения цензуры резко уменьшается (см. рис. 8).

То же можно сказать об отношении к шоу-бизнесу, телесериалам, многим развлекательным программам, в которых градус пошлости зашкаливает, но они имеют очень высокие рейтинги и от них многие россияне отказываться не спешат. Кстати, идея сократить число развлекательных программ в пользу информационного и аналитического вещания вызывает весьма прохладное отношение.

Возникает вопрос: какова мера участия государства в нормализации морально-нравственного климата в обществе, что оно может делать в этой области и с помощью каких институтов и мер, а чего делать категорически не должно? Исследование показало, что россияне крайне настороженно относятся к вмешательству государства в семейный и повседневный быт граждан.

Сфера деятельности государства - поддержание, а в каком-то смысле и восстановление общественных институтов, формирующих моральный климат в обществе. Речь прежде всего идет о базовых институтах социализации (семья и школа), а также сети учреждений культуры и искусства. Именно этим институтам россияне отдают пальму первенства в защите общественной морали и нравственности. Как видно из нижеприведенных данных, решением этих проблем должны заниматься в первую очередь не органы власти (президент, парламент, губернаторы и т.д.), а образовательные учреждения, учреждения культуры, СМИ, общественные организации, отдельные граждане и Церковь. Хотя также видно, что россияне в принципе не против участия в этой деятельности других институтов, в том числе и правоохранительных органов.

Определение приоритетов в морально-нравственной сфере, безусловно, должно оставаться за общественными институтами и лидерами мнений. Что же касается мер влияния, то хорошо известно, что в любом обществе моральный климат определяется не только добровольным принятием (или непринятием) тех или иных моральных и нравственных норм гражданами, но и определенными мерами общественного принуждения. Где-то они носят более жесткий характер, например в тоталитарных или фундаменталистско-религиозных государствах, где существуют санкци и вплоть до уголовного наказания за отклонение от общепринятых норм; где-то менее, в основном через общественное мнение и презентацию общественно одобряемого стиля и образа жизни.

Для того чтобы выяснить меру участия государства, а также вопрос о том, какие санкции (уголовное наказание, штраф или общественное порицание) россияне считают допустимыми и целесообразными в отношении действий, выходящих за пределы общепринятых моральных норм, респондентам был задан вопрос: 'Как государство и общество должны реагировать на нижеперечисленные поступки и явления?' Выяснилось, что россияне категорически против вторжения кого бы то ни было в сферу интимной, частной жизни человека. От 34 до 60% россиян считают, что аборт, супружеская измена и гомосексуализм - это то, куда не должны вмешиваться ни государство, ни представители общественности. В остальных же случаях россияне считают возможным осуществление санкций со стороны государства и общества.

Применимость тех или иных санкций, уголовное наказание (вплоть до лишения свободы), штрафы и общественное порицание оцениваются россиянами в разных случаях по-разному. Любопытно, что большинство не очень верит в эффективность общественного мнения в борьбе за моральное очищение общества. Во всяком случае, такая санкция, как общественное порицание, кажется наиболее действенной, лишь когда речь заходит о плохом уходе за больными, престарелыми, инвалидами. Одновременно применение лишения свободы не находит много сторонников. Сажать надо, по мнению 51% россиян, лишь за искореженное детство, безнадзорность и беспризорность. Хотя немалое число опрошенных (33 и 39% соответственно) считает допустимым привлечение к уголовной ответственности лиц, пропагандирующих насилие, эротику на телевидении, а также за оскорбление государственных символов (флага, герба, гимна).

В подавляющем же большинстве случаев достаточной считается комбинация штрафных санкций и общественного порицания. Это в первую очередь относится к использованию ненормативной лексики в общественных местах и СМИ, а также к продаже алкогольных напитков и эротических изданий несовершеннолетним, курению в общественных местах, распитию алкогольных напитков на улице, жестокому обращению с животными. А в отношении к публичному проявлению неприязни к представителям других национальностей мнения россиян разошлись: 29% высказались за уголовное преследование вплоть до лишения свободы, 34% считают, что в этом случае можно ограничиться штрафом, и еще 24% - общественным порицанием.

Россияне дифференцируют те или иные деяния с точки зрения их общественной опасности и соответственно дифференцируют возможную реакцию общества и государства на них. Когда речь идет о детстве, о негативном влиянии на подрастающее поколение ближайшего семейного окружения и некоторых общественных институтов, прежде всего СМИ, россияне настроены весьма решительно, требуя, в том числе и от государства, репрессивных санкций. В остальных случаях предпочтение отдается мерам превентивным и даже символическим. Видимо, сказывается историческая память россиян, не забывших, как в борьбе за моральный облик строителей коммунизма калечили судьбы большого числа людей.

В связи с этим в России с учетом ее исторического опыта и нынешнего состояния общественного мнения прежде всего должны быть задействованы мягкие способы продвижения нравственных норм. Хотя в отдельных случаях, когда речь идет, например, о педофилии или растлении несовершеннолетних, возможно усиление репрессивных санкций. Во всех же других, особенно спорных, случаях наиболее эффективен метод экономического выдавливания производителей или творцов сомнительных товаров, услуг, произведений в маргинальные ниши, с тем чтобы они понимали - доступа к широкой аудитории у них не будет, а следовательно, коммерческий успех не гарантирован. Это относится и к целому ряду телевизионных проектов, место которых либо на платных кабельных каналах, либо в позднее эфирное время, недоступное детям и подросткам.

Однако главная забота государства - не борьба с бытовой распущенностью и аморализмом (хотя и это важно), а преодоление разрыва между этическими установками и социальной средой, укоренившегося в обществе стереотипа, согласно которому сегодня добиться чего-то в жизни невозможно, не преступая через общепризнанные морально-нравственные нормы.

Этим Россия отличается от Запада, где принятие принципов гражданской морали (civic morality) носит повсеместный характер и обусловлено в том числе эгоистическими соображениями, пониманием того, что законопослушание и принятие общепринятых норм - мощный ресурс социальной мобильности. 'Только исполняя набор определенных инструкций, действуя (играя и работая) по правилам, классический представитель американского среднего класса, - по мнению Валентина Эшпая, - обретает все свои богатства и свободы'7. Это, конечно, преувеличение, поскольку всем социологам известен феномен заметной дистанции между вербальным и реальным поведением. Тем не менее исследования в Европе и Америке показывают наличие высокого уровня корреляции между принятием общепризнанных ценностей и реализацией успешных практик. Этого нельзя сказать о современной образования, знаний, опыта работы и т.д., тогда как 55 - 57% такой зависимости не обнаруживают
России, где нет не только подобной корреляции, но и не обнаруживается зависимость между опытом, квалификацией, знаниями людей и их материальным и социальным положением.

Характерно, что лишь около 40% россиян считают, что доходы и профессиональная карьера зависят от уровня
Многим это представляется не только несправедливым, но и аморальным. Тем более что ежедневно 'вторая телевизионная реальность' демонстрирует множество успешных людей, богатых, преуспевающих, материальный успех которых сомнителен либо криминален; и наоборот, практически не бывает людей, добившихся своим трудом значительных результатов в разных отраслях человеческой деятельности. Может сложиться впечатление, что в России вообще нет честных, порядочных и одновременно успешных людей, к чьему мнению хотелось бы прислушаться. Почти 68% россиян не смогли назвать среди современной отечественной культурной, политической и общественной элиты ни одного, на кого хотелось бы походить и кого можно было бы назвать совестью нации. Более 1% в этом своеобразном рейтинге получили Владимир Путин (9%), Александр Солженицын (4%), Патриарх Алексий II и Сергей Шойгу (по 3%), Андрей Сахаров (2%).

Возможно, формирование Общественной палаты, призванной выражать общественные интересы, изменит ситуацию и обеспечит более тесный контакт элиты с обществом. Главное же в морально-нравственном оздоровлении общества - безусловно, реализация принципов социальной справедливости, формирование и культивирование универсальных, устойчивых оснований социальной деятельности, общественно одобряемых моделей поведения.

Это задача 'совместного видения' государства и общества, где роль государства должна состоять в выработке общих правил общежития и контроле над их соблюдением. При этом вмешательство государства в частную жизнь граждан должно происходить только тогда, когда заканчивается мораль и начинается уголовный кодекс


Жить не грех, а грех не жить.
 
ЛосевДата: Суббота, 22.01.2011, 18:30 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Журналист
Сообщений: 5144
Репутация: 65
Статус: Offline
Мир сегодня > Злоба дня

Будте здоровы!

Чего чаще всего мы желаем своим родным и близким? Конечно здоровья! Действительно, кто же не хочет быть здоровым? Сегодня существует огромное количество лекарств, методик исцеления и врачей, главное — не ошибиться в выборе. Однако задумаемся, что такое по сути своей медицина, кто такой врач и какие средства называются целебными.

Слова целебный и исцелять родственны словам целый, целостный и напрямую связаны с пониманием болезни как нарушения целостности, гармонии живого существа. Целебный значит «восстанавливающий целостность», исцелять — «делать вновь целостным». Медицина и медик, слова латинского происхождения (medicus — «врач», medicina — «медицина» от mede-ri — «излечивать»), имеют довольно неожиданную на первый взгляд связь с латинскими medius — «середина» и media-re — «быть посередине». Невольно возникает вопрос: посередине чего? быть посредником между чеми чем? Древние народы традиционных обществ считали, что врач, целитель не излечивает больного сам, а является посредником между болезнью как нарушением целостности и гармонии жизни и той силой, которая эту гармонию восстанавливает, — великой силой Природы, каждый год заставляющей все живое пробуждаться от зимнего сна и приводящей к наступлению весны и возрождения.

С другой стороны, здоровье, которое возвращает нам медицина, — это состояниегармонии, золотой середины между многочисленными крайностями.

Слово врач образовано от славянского вьрати — «говорить», которое, в свою очередь, родственно латинскому verbum — «слово». Такая этимология объясняется древними представлениями о враче как о том, кто исцеляет словом. Каждое слово представляет собой некую вибрацию. Определенные сочетания слов испокон веков были известны своим исцеляющим действием. Таким образом, врач — это «заговаривающий болезнь». Не правда ли, очень часто болезнь наступает, когда мы устаем? Удивительно, но устать значит «стать старым» (это слово имеет общий корень со словами стать и старый). Старость оказывается родственным слову остановиться.

Лучшее средство от болезней — не стареть, оставаться молодым. Ну а молодость, как известно, не определяется физическим возрастом человека, молодость — это состояние души. Не стареть значит не останавливаться в своем движении по пути жизни, не переставать мечтать, надеяться, идти вперед. Согласно исследованиям ученых, слова юность и юный во многих индоевропейских языках связаны с понятием вечность, а вечность, какговорил А. Ф. Лосев, в индоевропейской культуре исконно означает не просто «вечное, вечно длящееся», а «вечно юное».
Наталья Жданова
Человек без границ.


Жить не грех, а грех не жить.
 
ЛосевДата: Воскресенье, 30.01.2011, 15:15 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Журналист
Сообщений: 5144
Репутация: 65
Статус: Offline
От суицида в России погибает в два раза больше, чем от ДТП, и в три раза больше, чем в мире
Елена Новоселова
"Российская газета" - Неделя

В мире 450 миллионов психически больных людей. Много это или мало? Представьте себе огромный дурдом с табличкой "Европа" и поймете, что мир медленно, но верно становится "крэзи". Хотя кто решает, что нормально, а что нет? О России "без крыши" "РГ" беседует с директором Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского, академиком РАМН Татьяной Дмитриевой.

Российская газета| В истории замечены эпохи, когда психическое здоровье какого-либо народа резко ухудшалось?
Татьяна Дмитриева| Даже если они и были, доказать это объективными научными методами невозможно. Скажем, Советский Союз отличался очень от многих стран тем, что вел статистику. Но собирали ее по обращаемости. А с психическими расстройствами люди не очень-то торопятся к врачу. Человек может попросту не подозревать, что он болен. Поэтому сегодня говорить о достоверных данных по психическим расстройствам в разных странах мы не можем. Обычно проценты и цифры рассчитываются по формулам ВОЗ. Так, считается, что примерно 450 миллионов человек в мире страдают психическими расстройствами. В России сейчас миллион человек имеют инвалидность по психике. Сколько было в прошлом или позапрошлом веке, никто не знает. Мы можем опираться только на субъективные описания врачей.

Допустим, революционные события начала прошлого века привели к взрыву психических расстройств. А вот во время Великой Отечественной войны, как ни странно, болели гораздо меньше. К примеру, резко снизилось количество неврозов. Они вообще свойственны "сытому" периоду, когда человек озабочен тем, что кто-то косо на него посмотрел или обошли по службе. Когда же что-то угрожает жизни, все остальные "мелочи" уходят на второй план.

РГ| Благополучен ли с точки зрения психического здоровья нынешний "кусок истории"?

Дмитриева| Нет бурного роста количества людей с психическими растройствами, который наблюдался в последнее время. Впрочем, радоваться рано. Примерно треть больных, обратившихся к участковым врачам-терапевтам, страдают депрессивными расстройствами. Это по данным исследования, проведенного в пятидесяти городах России.

А пятнадцать лет назад, когда все испытали настоящий шоковый удар от революционных перемен в стране, рост различных расстройств составил примерно 40%. И процесс пока продолжается, меняются лишь стрессовые факторы. Сейчас, к примеру, это мощное расслоение населения, породившее болезненное состояние, не только для бедных, но и для богатых. У "новых русских" растут абсолютно чужие им по духу дети, которые больше похожи на своих нянек и гувернанток. Хорошо, если попадется "Арина Родионовна".

РГ| Кто сейчас ваши основные "клиенты"?

Дмитриева| Во-первых, жертвы чрезвычайных ситуаций и террористических актов. На круглосуточно работающий телефон "горячей линии" обращаются в среднем по шесть тысяч человек в год. Другая группа риска - дети. Особенно много беспризорников, которые оказались выброшенными из семей: это сейчас, как ни страшно звучит, лишний рот и нагрузка. По нашим исследованиям, примерно 70% этих ребят имеют так называемые органические расстройства головного мозга. Они по-настоящему нуждаются в медицинской помощи. За последние пятнадцать лет этих расстройств стало в два раза больше.

РГ| А подсевшие на компьютерные игры?

Дмитриева| Только за этот год у нас побывали 150 человек. Наконец-то и наши народные избранники обратили на эту проблему внимание. Только, на мой взгляд, поздновато. Психологи давно говорят об опасности казино и игровых автоматов. Ведь игроманией при определенных условиях может "заразиться" каждый третий. Однако сами понимаете, когда речь идет о больших деньгах, которые делаются практически из воздуха, трудно добиться чего-то путного. Я сомневаюсь, что у нас легко пройдет закон, ограничивающий деятельность всех этих заведений.

РГ| Суицид действительно стал национальной проблемой?

Дмитриева| Справедливости ради заметим, что и в Советском Союзе показатели суицидального поведения были выше, чем средне- мировые. Сейчас, по данным ВОЗ, в мире критической точкой является 20 самоубийств на десять тысяч человек. У нас более 60. Мы теряем 60 тысяч человек в год, для сравнения: в дорожно-транспортных происшествиях - 30-35 тысяч. Причем российские женщины менее склонны добровольно расставаться с жизнью, чем европейки. Зато сильная половина россиян делает это в пять-шесть раз чаще, чем женщина. В этом есть и специфика русской души, которая лечится алкоголем. И климат. Возьмем, к примеру, Кавказ. Там много живительного для психики солнца и этно-культурные традиции, в силу которых так решать свои проблемы считается недостойным настоящего мужчины. Другое дело Удмуртия, Мордовия, Сибирь, народности, проживающие вокруг Байкала. Статистика ужасающая. По нашим исследованиям, показатели регионов с минимальными и максимальными показателями суицидального поведения различаются в 132 раза.

РГ| В каком возрасте люди чаще всего решаются свести счеты с жизнью?

Дмитриева| До сих пор считалось, что в подростковом. Однако свежая статистика говорит о периоде с 45 до 55 лет.

РГ| Что нам делать с нашей национальной бедой? Ведь скоро замуж не за кого будет выходить: у многих алкогольная наследственность.

Дмитриева| Проблема в том, что передается по наследству не конкретное заболевание, а лишь предрасположенность к зависимости. Все равно какой: алкогольной, наркотической, игровой. Действует этот механизм примерно так. Привели пациента-алкоголика. Вылечили. А через некоторое время он опять попал к нам: теперь у него патологическая любовь. Бросил семью, не ходит на работу, готов быть тряпкой под ногами женщины, которая, по общепринятым представлениям, ничуть не лучше жены. Человек впал в настоящую зависимость, растворился как личность, все отдал предмету страсти. Кстати, за такими мужчинами определенного сорта женщинами ведется настоящая охота. Опять вылечили, он как будто проснулся. Через несколько лет стал играть.

РГ| Сможет ли население, находясь в таком психологическом состоянии, к примеру, в два раза увеличить ВВП?

Дмитриева| Приходится признать, что работают у нас очень больные люди. Между тем задачи, которые ставит перед страной правительство, нельзя решать только за счет мигрантов. Может быть, это прозвучит непопулярно, но нужно возвращаться к забытой "советской" гигиене труда, делая акцент на психическом здоровье рабочего. Мы провели несколько исследований на крупнейших заводах добывающих компаниях России: "АЗЛК", ЗИЛе, машиностроительных заводах Казани, "Газпроме". Оказалось, что больше всех нуждаются в психиатрической помощи работники газонефтяного комплекса. Особенно те, кто работает на так называемых "северах".

РГ| Мы говорили о том, как трудно иногда провести разумный закон. А с точки зрения психиатра наша Госдума только психически здоровыми людьми населена?

| Я считаю, что народ выбирает тех, кого он заслуживает. Причем в основном по принципу "нравится - не нравится". А ведь красиво говорить еще не значит разумно действовать. Поэтому в креслах избранников нередко оказываются самые разные люди, в том числе и с психическими отклонениями. Что, впрочем, не запрещено Конституцией. Избираться и быть избранным может каждый совершеннолетний гражданин, который дееспособен по закону. Вот если суд признает его недееспособным, он не сможет быть депутатом.

РГ| Одно время в психиатрических больницах было засилье Наполеонов и Де Голлей. А современные государственные и общественные деятели популярны среди душевнобольных?

Дмитриева| Пациенты не очень-то хотят быть похожими на политиков. Сейчас это не модно. Ведь психика, даже и не очень здоровая, отражение нашей действительности. Поэтому в большей чести сейчас такие яркие персоны, как, скажем, Пугачева. Актуальны и генералы, крупные чины ФСБ, разведки. А таких, кто хотел бы быть похожим на Жириновского или Путина, я что-то не встречала.

РГ| Технический прогресс как-то влияет на сюжеты "белой горячки"?

Дмитриева| Безусловно. Сознание и подсознание - это копилка, в которой собрано все, что когда-либо проходило мимо. Когда начали люди осваивать космос, в галлюцинациях вместо чертей и крокодильчиков появились инопланетяне. В 70-е годы прошлого века очень актуальна была тема преследования КГБ. Больные рассказывали о том, что через телевизор их зомбируют. Сейчас сюжет спецслужб преобразился: теперь они борются между собой. Даже на межгалактическом уровне. А человек или участник, или жертва этой войны. И оружие задействовано теперь не обычное, а лазерное.

РГ| Объекты страхов изменились?

Дмитриева| Одна из самых распространенных фобий - это страх заражения. Человек болезненно чистоплотен, очень часто моет руки. И если несколько лет назад боялись заразиться дизентерией, то сейчас в центре внимания птичий грипп. До этого боялись атипичной пневмонии, а еще раньше коровьего бешенства. Больные порой оперативней журналистов.

РГ| Подвержены ли сами психиатры так называемой профессиональной деформации? Иными словами, не опасна ли для психики работа с душевнобольными?

Дмитриева| Не так давно стали говорить о "профессиональном выгорании". Этим обычно страдают творческие люди: актеры, спортсмены, журналисты. У врачей, к примеру, появляется некоторая черствость по отношению к пациентам. Каждый защищает себя от профессиональных издержек по-своему. Так, у патологоанатомов, которым ежедневно приходится иметь дело с человеческой смертью, большая опасность заболеть алкоголизмом. С годами появляются изменения и у хирургов. Думаю, что говорить о том, что психиатры "заражаются" от своих больных, не вполне правильно. Другое дело, что в психиатрию часто идут люди, у которых есть проблемы. Допустим, в семье кто-то болен. Значит, и у врача есть хотя бы склонность к заболеванию. Он хочет разобраться в себе. Опасность в том, что, поработав, человек и сам может сорваться. Чужие переживания перенести на себя. А выбери он другую профессию, болезнь могла так никогда и не проявиться.


Жить не грех, а грех не жить.
 
ЛосевДата: Воскресенье, 18.03.2012, 11:05 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Журналист
Сообщений: 5144
Репутация: 65
Статус: Offline
В 2050 из-за нехватки кислорода умрут 3,6 млн человек

Эксперты рассказали, что из-за плохой экологии может погибнуть четверть населения Земного шара. Нехватка кислорода станет главной причиной смерти людей. На втором месте – некачественная вода, а замыкает список самых главных будущих проблем человечества плохая санитарная обстановка. Такие данные были приведены в докладе международной Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

«Последствия безответственности современного человека могут проявиться уже в течение четырех ближайших десятилетий. Из-за повышенной концентрации пыли в городском воздухе смертность от заболеваний дыхательных путей увеличится вдвое. И если ничего не предпринимать, эти болезни ежегодно будут уносить жизни 3,6 млн человек», - прогнозируют специалисты ОЭСР.

По их данным, на сегодняшний день самая плохая экология в Китае и Индии. Но есть несколько стран, которые вот-вот приблизятся к сходным критическим показателям.
Международные эксперты заостряют внимание не только на нехватке кислорода, но и на отсутствии пресной воды, с чем человечество также столкнется в ближайшем будущем. В случае обезвоживания планеты эта проблема коснется в первую очередь Африки (север и юг материка), а также страны Азии.

К 2050 году электроэнергия будет цениться не дешевле воды, так как ее потребность вырастет на 80%. Стараясь удовлетворить нужды населения, страны-владельцы природного топлива будут расходовать его максимально, что приведет к более частым выбросам парниковых газов в атмосферу (в 1,5 раза) и ухудшению качества воздуха.
«Мы уже столкнулись в перевыловом рыбы. Проблема нехватки воды многим знакома тоже не понаслышке. Эти явления не происходят независимо друг от друга, и это надо учитывать», - заявил генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гурриа. "Главная причина этих проблем кроется в бедности населения стран, которые не могут себе позволить ни еду, ни электричество", - продолжил он, предлагая создать единый орган контроля за экономикой всех государств.
http://medikforum.ru


Жить не грех, а грех не жить.
 
ЛосевДата: Понедельник, 21.01.2013, 08:40 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Журналист
Сообщений: 5144
Репутация: 65
Статус: Offline
Демографическая бомба "сдулась"?
 

В 2012 году казалось бы неудержимое движение мира к перенаселению перевалило через ключевую отметку: если верить Бюро переписи населения США, где-то на нашей планете появился на свет семимиллиардный человек.

Этот счастливец или счастливица под порядковым номером 7 000 000 000, скорее всего, отпразднует свой первый день рождения в марте этого года. И станет новым грузиком на чаше весов населения, которое уже давно активно запускает руку в более чем ограниченные пищевые, энергетические и водные ресурсы. Как пишет газета Los Angeles Times в посвященной этому событию серии из пяти статей, если такая тенденция продолжится и дальше, "условия жизни подавляющего большинства человечества будут весьма прискорбными".

Как бы то ни было, другой, более туманный момент, совершенно не привлек внимания СМИ: на достижение отметки в семь миллиардов человечеству потребовалось 13 лет. А это больше, чем 12 лет, которые ушли на появление шестимиллиардного жителя нашей планеты. То есть, впервые в истории человечества этот интервал увеличился, а не уменьшился: пороги в два, три, четыре и пять миллиардов были преодолены соответственно за 123, 33, 14 и 13 лет. Другими словами, темпы мирового демографического роста пошли на спад. И эта тенденция вполне может сохраниться в дальнейшем. Вообще, как следует из лучших прогнозов экспертов, общее население Земли перестанет расти в течение одной человеческой жизни.

А потом начнет уменьшаться.
Подобного рода идеи идут против течения в США, где нам уже прожужжали все уши о росте общемирового населения, которое является страшной и, быть может, даже неизбежной угрозой для будущего человека как вида. Тем не менее, куда более распространенным понятием в большинстве стран развитого мира является как раз таки демографический спад: там рождаемость уже давно ниже отметки в 2,1 ребенка на женщину, которая необходима для поддержания баланса населения.

Общество сжимается

В Германии рождаемость достигла антирекорда в 1,36 ребенка на женщину, что даже хуже, чем у тоже не блещущих хорошими результатами соседей в Испании (1,48) и Италии (1,4). Если эта тенденция продолжится дальше, к концу века население Западной Европы сократится с 460 миллионов до 350 миллионов человек. Но это в принципе не так уж и плохо на фоне России и Китая: их население может уменьшиться вдвое.
Тот факт, что американские СМИ в своем большинстве предпочли проигнорировать вопрос демографического спада, объясняется просто: в США он еще попросту не наступил. В отличие от Европы, США уже давно ощущают на себе последствия массовой иммиграции. Это позволило нам не только увеличить число людей, которые называют США своим домом, но и укрепить рождаемость, так как иммигрантки обычно рожают больше детей, чем коренные жители.
Как бы то ни было, в ближайшие годы две этих тенденции, скорее всего, сойдут на нет. Как следует из декабрьского отчета исследовательской организации Pew Research Center, рождаемость среди иммигрантов упала со 102 на 1000 женщин в 2008 году до 87,8‰ в 2012 году. Все это опускает общий показатель рождаемости в США до отметки ниже 64 на 1000 женщин, чего недостаточно для сохранения населения на нынешнем уровне.
Кроме того, в бедных странах, которые некогда поставляли нам иммигрантов целыми кораблями, также наблюдается спад показателей рождаемости. В период с 1960 по 2009 год рождаемость в Мексике упала с 7,3 детей на женщину до 2,4, в Индии - с 6 до 2,5, в Бразилии - с 6,15 до 1,9. Более того, ожидается, что к 2070 году рождаемость опустится ниже отметки обновления поколений даже в Центральной Африке, где она сегодня находится на уровне 4,66 детей на женщину. Подобные демографические изменения в развивающихся странах, как несложно догадаться, повлияют не только на США, но и весь остальной мир.

Демографический переход

Так что же происходит? Как считают специалисты по динамике населения, ситуацию можно объяснить явлением под названием "демографический переход".
"В течение сотен тысяч лет рождаемость должна была оставаться очень высокой, чтобы позволить человечеству пережить эпидемии, войны и голод", - объясняет профессор экономии из Университета Стоуни-Брук Уоррен Сэндерсон (Warren Sanderson). В определенный момент благодаря развитию технологий смертность в Европе и Северной Америке пошла на спад, и население начало быстро расти. Однако затем вниз поехала уже и кривая рождаемости, и население застыло на месте.
Та же самая схема повторялась во всем мире. Демографический переход, как утверждает Сэндерсон, это "расхождение между двумя совершенно непохожими друг на друга ситуациями: между высокой рождаемостью и смертностью и низкой рождаемостью и смертностью". Этот процесс не только прекрасно описан, но и предельно отчетливо проявляется на практике: числa детей у более чем половины населения мира уже сейчас недостаточно для обновления поколений.
Если современная Германия похожа на мир завтрашнего дня, то наше будущее окажется совершенно не таким, каким мы представляли его себе до настоящего времени. Как полагают австрийцы из Международного института прикладного системного анализа (IIASA), вместо того, чтобы на всех парах мчаться в сторону бесконтрольного демографического взрыва, население мира достигнет пиковой отметки в 9 миллиардов человек примерно в 2070 году.
Положительная сторона дела заключается в том, что истощение ресурсов (эта проблема уже давно владеет нашими умами) может перестать быть угрозой. Тем не менее, что уже далеко не так хорошо, демографический переход к большему числу пенсионеров в ущерб количеству активных работников может погрузить весь мир в некое подобие бесконечной экономической стагнации, которая сейчас установилась в Японии.
А в самой долгосрочной перспективе (через несколько столетий) речь может зайти даже о буквальном вымирании человечества.
Такое утверждение может показаться ошеломляющим, однако для его подтверждения достаточно провести несложный расчет. Как следует из обнародованного в 2008 году отчета IIASA, если мировой уровень рождаемости стабилизируется на отметке в 1,5 (таков современный европейский уровень) к 2200 году, то население мира составит лишь половину от нынешнего. А к 2030 году оно едва ли превысит миллиард человек. Авторы доклада рассказали мне, что с момента его публикации некоторые детали изменились (население Европы сокращается быстрее, чем ожидалось, тогда как рождаемость в Африке уменьшается медленнее), однако в общих чертах их прогноз остался прежним. Продолжите эту тенденцию и увидите, что через несколько десятков поколений всех оставшихся в живых на планете людей можно будет засунуть в один дом престарелых.

Когда все случится?

Как бы то ни было, поручиться за точность этих прогнозов нельзя. Полученные IIASA цифры основываются на анализе вероятностей: демографы пытаются определить ключевые факторы, которые влияют на рост населения, а затем подсчитать вероятность того или иного исхода. Многослойные нагромождения гипотез увеличивают погрешность потенциальных ошибок. "Мы просто не можем точно сказать, каким будет население в определенный момент в будущем. Погрешность огромна", - подчеркнул демограф Вольфганг Лутц (Wolfgang Lutz) на конференции IIASA в октябре 2012 года. Тем не менее, этот вопрос заслуживает обсуждения, так как упор на монолитности проблемы перенаселения может привести к катастрофическим последствиям. Как, например, в Китае с его политикой единственного ребенка.
Один из самых проблематичных вопросов касается рождаемости в развивающихся странах: продолжит ли она идти на спад? По последним прогнозам ООН (обнародованы в 2010 году), ситуация в этих странах может дойти до отметки в 2,0 ребенка на женщину. В таком случае население мира достигнет 10 миллиардов человек и останется на этом уровне. Как бы то ни было, у нас нет никаких оснований полагать, что показатели рождаемости будут вести себя подобным образом: общемировая тенденция еще никогда не находилась у прекрасной и арифметически стабильной отметки в 2,1 ребенка на пару.
Все как раз наоборот. Обычно люди заводят либо слишком много (так было на протяжении большей части человеческой истории и до сих пор происходит в самых бедных и пострадавших от войн регионах Африки), либо слишком мало детей. Мы знаем, как справиться с избыточной рождаемостью - достаточно лишь дать девушкам образование. Тем не менее, обратная сторона вопроса до сих пор является неразрешимой проблемой: никто еще не понял, как можно активизировать рождаемость в странах, где она пошла на спад.
Сингапур уже почти 30 лет пытается стимулировать рождение детей и предлагает финансовые выплаты, которые могут доходить до 13 500 евро на ребенка. И что же с рождаемостью? Она все равно скатилась до отметки в 1,2. Что касается Швеции, которая предложила родителям щедрую финансовую поддержку, рождаемость сначала подскочила вверх, затем покатилась вниз и после многих лет колебаний находится сегодня на уровне в 1,9. Это, разумеется, очень немало для Европы, но все же недостаточно для обновления поколений.
Причину этой неумолимой демографической тенденции можно описать одним словом: образование. Первое, чем занимаются вступившие на путь развития государства, это образование молодежи, и в первую очередь девушек. Все это ведет к значительному увеличению количества и качества рабочей силы. Но в то же время превращает ребенка в тормоз карьерного роста. "Чем больше у женщин дипломов, тем обычно меньше детей", - отмечает директор по исследовательским программам IIASA Вилльям Бутц (William Butz).

Марафон

В развитых странах рождение детей стало жизненным выбором, который каждая пара делает, исходя из личных предпочтений. И максимизация рождаемости редко является для кого-то приоритетом. Мы с женой представляем собой классический случай. Мне 46 лет, ей - 39. У нас есть два маленьких ребенка. Мы откладывали формирование семьи до последней крайности, потому что хотели вложить силы в наши карьеры и, говоря по правде, в полной мере воспользоваться всеми преимуществами, которые они могли нам предложить.
И если бы нам захотелось завести еще одного ребенка, не факт, что наши стареющие тела могли бы дать нам такую возможность. В любом случае, у нас нет намерения испытывать судьбу. Да, мы обожаем наших малышей, но в них нужно вложить немало труда и уйму денег. У наших друзей все складывается точно так же. У них обычно один или два ребенка, и перспектива завести трех или четырех детей напоминает марафон или трансатлантическую регату. Это прекрасная цель, которая, тем не менее, требует огромного упорства.
Как бы то ни было, для Homo sapiens такое поведение может оказаться чем-то вроде метеорита, который стер с лица Земли динозавров. Если человечество намеревается выжить, то пар с тремя или четырьмя детьми всегда должно быть больше, чем тех, что решают вырастить всего одного ребенка или не заводить детей вообще. Отметка в 2,0, на которую взяли курс мы с женой, это, конечно, достойное уважения усилие, но мы не пытаемся прыгнуть выше головы. Что это - эгоизм или рациональный подход? Я убежден, что именно по принятию таких решений мы и будем судить будущие поколения. Если, разумеется, они вообще появятся на свет…
Джефф Уайз
Источник: warandpeace.ru


Жить не грех, а грех не жить.
 
Форум » Досуг » Интересное в Сети » Мир сегодня
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:



Поделиться:

Центр реабилитации и социальной поддержки инвалидов ОО БелОИ
Администрация сайта не несет ответственности за любую размещенную пользователями на сайте информацию!
Copyright InvaHelp © 2007-2016