Воскресенье, 05.05.2024





новогодние украшения web.a.net
Мы в социальных сетях: Мы ВКонтакте Мы в "Одноклассниках"  
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Досуг » Беседка » История
История
ЛосевДата: Суббота, 18.08.2012, 16:34 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Журналист
Сообщений: 5144
Репутация: 65
Статус: Offline
ОБРАЗОВАНИЕ СССР



ОБРАЗОВА́НИЕ СССР, процесс образования единого союзного государства на территории бывшей Российской империи после Октябрьской революции 1917. Окончательной датой создания советского государства считается 30 декабря 1922, когда I Съездом Советов СССР была утверждена Декларация об образовании Союза ССР.

В 1913 будущий глава первого социалистического государства В. И. Ленин, будучи унитаристом, как Маркс и Энгельс, писал, что централизованное крупное государство «есть громадный исторический шаг вперед от средневековой раздробленности к будущему социалистическому единству всех стран». В период от февраля к октябрю 1917 многовековое государственное единство России рухнуло — на ее территории возник ряд буржуазно-националистических правительств (Центральная Рада на Украине, казачьи круги на Дону, Тереке и в Оренбурге, Курултай в Крыму, национальные Советы в Закавказье и Прибалтике и др.), стремившихся обособиться от традиционного центра. Угроза резкого сокращения территории социалистического пролетарского государства, утрата надежд на скорую мировую революцию вынудили лидера партии, пришедшей к власти в России, пересмотреть свою точку зрения на ее государственное устройство — он стал яростным сторонником федерализма, правда, на этапе перехода «к полному единству». Лозунгу «единой и неделимой России», исповедовавшемуся лидерами белого движения, был противопоставлен принцип права всех наций на самоопределение, что привлекло лидеров национальных движений.

Образование РСФСР

Курс на создание федеративного государства был обозначен уже Декларацией прав народов России, провозгласившей равенство и суверенность народов, право на свободное самоопределение вплоть до отделения и создания самостоятельного государства, отмену национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств. В январе 1918 третий Всероссийский съезд Советов принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа и постановление «О федеральных учреждениях Российской республики», закрепивших образование первой республики на значительной части бывшей Российской империи — РСФСР.

В этих документах оговаривались и добровольность вхождения в состав нового государства, «коренные начала» федерации, и самостоятельное решение каждой нации об участии в федеральных учреждениях, и недопустимость нарушения прав «отдельных, вступивших в федерацию областей». Однако Конституция РСФСР 1918 была шагом назад от подлинной федерации, поскольку в ней форма государственного устройства России только декларировалась (не было предусмотрено даже представительство будущих членов федерации в органах власти центра), фактически провозглашалось унитарное государство, созданное сверху по инициативе правящей партии путем присоединения отвоеванных в ходе Гражданской войны территорий. Разграничение полномочий между федеральными органами и местными в Российской Федерации строилось на принципах исключительной компетенции первых и остаточной — вторых. По Конституции 1918 практически всеми властными полномочиями наделялись Всероссийский Съезд Советов и ВЦИК.

Изначально декларированное право каждой нации создавать свое государственное образование соблюдено не было, хотя в основу их построения был положен национальный принцип. Первые внутрироссийские национальные границы появились в конце 1918 — начале 1919 с образованием Трудовой коммуны области немцев Поволжья и Башкирской АССР, к концу 1922 в РСФСР было уже 19 автономных республик и областей, а также 2 трудовые коммуны, созданные по национальному принципу. Национально-государственные образования соседствовали с административно-территориальными единицами, и те и другие обладали весьма слабо выраженной самостоятельностью.

РСФСР и другие республики — пути их сближения

Российская Федерация должна была, по замыслу ее основателей, стать моделью более крупного социалистического государства, позволяющей восстановить Российскую империю, распада которой в ходе революции и «триумфального шествия» советской власти избежать не удалось. До середины 1918 в качестве независимых государств существовали лишь две республики — РСФСР и Украина, затем возникли Белорусская республика, три республики в Прибалтике, три — в Закавказье. Практически все предшествующие образованию СССР договоры между независимыми республиками были инициированы правящей в России партией большевиков.

С первых дней их существования РСФСР, сама испытывавшая нужду в самом необходимом, оказывала им помощь в разных сферах государственной жизни. Армии независимых республик снабжались Народным Комиссариатом (Наркоматом) по военным делам РСФСР. Декретом ВЦИК от 1 июня 1919 «Об объединении социалистических республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом» был оформлен военный союз. Армии всех республик были объединены в единую армию РСФСР, объединялось военное командование, управление железными дорогами, связью, финансами. Денежная система всех республик основывалась на российском рубле, РСФСР взяла на себя их расходы по содержанию госаппарата, армий, по налаживанию экономики. Республики получали от нее промышленную и сельскохозяйственную продукцию, продовольствие и другую помощь. Союз, наряду с другими факторами, помог всем республикам выйти из войны.

Далее последовала череда двухсторонних соглашений: между РСФСР и Азербайджаном (сентябрь 1920), Украиной (декабрь 1920) и другими республиками, в соответствии с которыми осуществлялось объединение управления не только военным делом, транспортом, финансами, но и связью, отдельными отраслями промышленности. На стадии этих промежуточных, подготовительных для создания более тесного союза соглашений, имели место конфликты между республиками и РСФСР, игравшей до появления союзных органов власти и управления роль центра. Наиболее активными в этом отношении были Украина и Грузия. Хотя конфликты улаживались в «партийном порядке», большинство решений российской коммунистической партии тех лет ориентировалось на создание в будущем унитарного государства.

Поиск путей более тесного сближения республик привел к тому, что в работе Всероссийских съездов Советов и ВЦИК стали принимать участие представители республик. Таким образом, высшие органы власти РСФСР выступали в двух качествах — как орган власти одной республики и как общефедеральный центр. При отсутствии единого законодательства высшие органы власти республик своими актами подтверждали или утверждали действие декретов РСФСР на их территории, такое утверждение называлось регистрацией. Промедление с ней иногда очень сильно осложняло проведение в жизнь конкретных мероприятий.

Со временем государственный аппарат всех республик стал строиться по подобию РСФСР, появились их полномочные представительства в Москве, которые имели право входить от имени своих правительств с представлениями и ходатайствами во ВЦИК, Совет Народных комиссаров (Совнарком), наркоматы РСФСР, информировать органы власти своей республики о наиболее важных мероприятиях РСФСР, а органы власти последней о состоянии экономики и нуждах своей республики. На территории республик существовал аппарат уполномоченных некоторых наркоматов РСФСР, постепенно были преодолены таможенные барьеры, сняты пограничные посты.

После снятия блокады Антанты РСФСР заключила торговые соглашения с Англией, Италией, Норвегией, а Украина — с Австрией, Чехословакией и другими государствами. В марте 1921 совместная делегация РСФСР и Украины заключила договор с Польшей. В январе 1922 итальянское правительство от имени организаторов Генуэзской конференции из всех республик пригласило к участию в ней лишь РСФСР. В феврале 1922 по инициативе Российской Федерации девять республик подписали протокол, уполномочивший ее представлять и защищать их совместные интересы, заключать и подписывать от их имени договоры с иностранными государствами. Таким образом военный, двухсторонние военно-хозяйственные договоры были дополнены дипломатическим соглашением. Следующим шагом стало оформление политического союза.

Борьба по поводу формы построения нового союза

К середине 1922 существовало уже шесть социалистических республик — Российская, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская. Созданная в мае 1922 для уточнения взаимоотношений РСФСР и Украины комиссия Политбюро ЦК РКП(б) под председательством М. В. Фрунзе пришла к выводу о необходимости рассмотрения этого вопроса для всех республик. Необходимость объединения не отрицали лидеры ни одной из республик, споры вызывали его принципы и форма. Доминировали три точки зрения: конфедеративный союз, вхождение других республик в РСФСР на правах автономий, федерация равноправных республик.

Конфедерацию очень быстро отвергли сами республики, ведь изъятие их финансирования из бюджета РСФСР оставляло их без средств к существованию. Проект документа под названием «О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками» был подготовлен И. В. Сталиным и 23-24 сентября 1922 одобрен комиссией ЦК РКП(б), хотя отношение к нему в республиках было неоднозначным, так как республики в соответствии с ним переходили на положение автономий в рамках РСФСР.

Ленин, согласившийся в свое время с унитаризмом в построении РСФСР, на этот раз выступил с критикой плана «автономизации», практически отвергнув его. Он выдвинул и обосновал идею образования союза советских республик Европы и Азии. В конце концов победила точка зрения Ленина, и новый проект был утвержден комиссией на Пленуме ЦК РКП(б) 6 октября 1922 и одобрен партийными и советскими органами республик. Но Сталин и позднее продолжал настаивать на необходимости более централизованного их объединения, что со временем сумел провести в жизнь. Договор об образовании СССР был подписан РСФСР, Украиной, Белоруссией и только что созданной Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республикой (предложение Грузии о раздельном вступлении в СССР закавказских республик не было принято).

30 декабря 1922 в Москве в Большом театре открылся I съезд Советов СССР. На нем присутствовали 1727 делегатов от РСФСР, 364 — от УССР, 91 — от ЗСФСР и 33 — от БССР. Съезд утвердил Декларацию об образовании СССР и Союзный договор об образовании СССР. В Декларации говорилось, что СССР — добровольное объединение равноправных народов, доступ в которое открыт всем советским социалистическим республикам, «как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем». За каждой республикой было закреплено право выхода из союза, хотя за все годы его существования механизм выхода выработан не был. В Договоре определялись основы объединения республик. В отличие от компетенции республик компетенция федерального центра была определена весьма подробно — она насчитывала 22 пункта, что свидетельствовало о векторе на централизацию. Провозглашалось верховенство федеральных законов, регламентировался порядок создания союзных органов, оговаривались способы опротестования их решений и т. п. Утверждение, применение и дополнение союзного Договора подлежали исключительно ведению съезда Советов СССР. Съезд избрал первый ЦИК СССР, президиуму которого было поручено подготовить проекты положений о наркоматах СССР, СНК СССР, ЦИК СССР. Окончательная легитимизация союзного государства была оформлена принятием после серьезных дискуссий на II съезде Советов СССР 31 января 1924 Конституции СССР.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия


Жить не грех, а грех не жить.
 
ЛосевДата: Среда, 29.08.2012, 17:34 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Журналист
Сообщений: 5144
Репутация: 65
Статус: Offline
Копорская крепость — бывший оплот государства российского

Эдуард ДЫБА. Великая Эпоха (The Epoch Times)
Копорская крепость — древний, неповторимый памятник истории и архитектуры, находится в непосредственной близости от Петербурга (порядка 90 км). Крепость была построена в 13 веке на месте, где шли кровопролитные сражения.

В ходе истории крепость неоднократно занимали как русские, так и шведы, и только благодаря Петру Первому она окончательно перешла к русским.

Крепость Копорье расположена в стратегически важном и, в то же время, очень живописном месте. Вид из крепости открывается восхитительный и просто завораживает, окрестности — всё как на ладони. Сторожевые башни, гроты, бойницы, подземные ходы… мысли сами собой уносят тебя в далёкое прошлое.

Первые укрепления были заложены в 1240 г. рыцарями Ливонского ордена. В 1241 г. Александр Невский в ходе освобождения Новгородских земель разрушил немецкий замок и изгнал захватчиков из Копорья. В 1280 г. сын Александра Невского, князь Дмитрий, впервые соорудил каменную крепость. В конце 15 века крепость усилили, в этом виде она сохранилась до наших дней.

Крепость расположена на площадке скального мыса (70х200 м), окружённого двумя оврагами. Стены и башни сооружены из местного камня — известняка. Толщина стен 5 м, высота 15 м, высота башен 20 м.

В 16-17 века крепость была под властью шведов. В ходе Северной войны, 27 мая 1703 г., она была освобождена русскими войсками Б.П. Шереметьева.

В 1763 г. она утратила статус крепости и теперь является музеем.


Жить не грех, а грех не жить.
 
ЛосевДата: Воскресенье, 30.09.2012, 14:05 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Журналист
Сообщений: 5144
Репутация: 65
Статус: Offline
Мы советские, тогда и теперь


Автор: Anatoly Vassermann

А вы никогда не задумывались о том, как мы изменились? Вот интересно, сменилась эпоха, и вместе с ней изменились мы, рожденные и воспитанные в СССР.

Мы стали меркантильнее, чуть ли не главным мерилом всего стали деньги. И то, что без денег никуда — это не оправдание. В советское время деньги были тоже важны, но оставалось место для настоящей дружбы, бескорыстной взаимной помощи, для любви, наконец!

Изменения коснулись практически всего, начиная с наших интерьеров и кончая нашими увлечениями. Ну, то, как обстоят дела сейчас — вы все знаете. А давайте вспомним, какими мы были тогда.

Я начну, а вы в комментариях можете дополнять своими воспоминаниями.

Тогда не было двойных дверей, тем более на сигнализации. Оговорюсь, что воспоминания чисто субъективные, основанные на собственных наблюдениях.

Тогда мы, дети, могли стоять под окнами подруги, живущей на пятом этаже пятиэтажки, и дружно хором скандировать: «Ольга! Ольга!». Так мы звали друг друга гулять, не боясь, что какой-нибудь сосед в нас чем-то бросит или обольет.

Тогда мы не боялись совершенно гулять, когда стемнеет. Что характерно, родители наши тоже спокойно к этому относились. Наоборот, мы ждали темноты, потому что так гораздо интереснее играть в прятки или казаков-разбойников.

А еще мы немножко хулиганили. Например, вечером стучали в окна первых этажей. В худшем случае слышали: «Хулиганы! Окаянные!» И все!

Газировку мы пили из автоматов из общих стеклянных граненых стаканов. При этом не задумывались о том, что можем чем-то заразиться. А еще у нас на улицах стояли колонки, потому что частных домов было наверное больше, чем многоэтажек. И не во всех домах был водопровод. Так мы, набегавшись, с удовольствием пили воду прямо из колонок.

А как мы ходили в гости! Столы были весьма скромные, но зато искреннее веселье. С детства помню застольные песни и дружные компании взрослых.

А если кто-то умирал, то провожали «всем миром». И на свадьбах гуляли целыми домами, а в селе — так всем селом.

Но самое главное — мы не были озлобленными. Помните главный лозунг социализма: человек — человеку — друг, товарищ и брат. Может быть, мы верили в светлое будущее, может быть, на нас так действовала стабильность. Ведь на самом деле: ты знаешь, что после окончания школы ты обязательно поступишь в институт. Надо только выбрать в какой. Естественно, бесплатно. А когда его закончишь, то тебя распределят на работу. Отработав три года как молодой специалист, ты сможешь устроиться там, где захочешь.

И еще интересное наблюдение. В школе не было «дедовщины». Практически все были равны. И когда однокласснице купили за 300 рублей (просто огромадные деньжищи!) настоящие джинсы «Монтана» — не было зависти. Мы знали, что ее родители деньги не своровали, а честно отпахали на севере 10 лет.

А энтузиазм помните? Всеобщие субботники, после которых город стоял как умытый. И никто не отговаривался, не отлынивал. Мы работали весело, с энтузиазмом.

Вообще, вспоминать можно до бесконечности. Да, сейчас нет дефицита, открыты границы, современные интерьеры, с помощью Интернета можно «выйти в мир», мобильные телефоны дают возможность быть на связи и так далее и тому подобное. Но почему же нет той безмятежности, радости и уверенности в наших глазах? Только ли потому что мы стали старше?


Жить не грех, а грех не жить.
 
ЛосевДата: Пятница, 05.10.2012, 14:46 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Журналист
Сообщений: 5144
Репутация: 65
Статус: Offline
Сколько ковчегов на Арарате? Часть 2. Араратская аномалия

Ольга СУДНИКОВИЧ. Великая Эпоха (The Epoch Times)

Где-то на Большом Арарате находятся легендарные остатки Ноева ковчега, но вот где именно — тут мнения исследователей расходятся. Наступивший ХХ век принёс много потрясающих открытий как с земли, так и с неба. Началась совершенно новая эпоха исследований.

Первое открытие ковчега — настоящий детектив. В 1916 году во время первой мировой войны русский пилот Владимир Росковицкий сообщил в донесении, что наблюдал на склонах Арарата с аэроплана «лежащее большое судно». Несмотря на войну, русское правительство снарядило экспедицию, которая приступила к поискам. По сообщениям участников экспедиции, цель была ими достигнута, сфотографирована и обследована. К сожалению, её результаты были потеряны в Петрограде в 1917 году, а территория Большого Арарата после войны отошла к Турции. Место, где русские обнаружили корабль, впоследствии получил название «араратская аномалия».

В 1939 году в американском издании «Нью Эден» было опубликовано интервью о ковчеге с бывшим лётчиком царской армии лейтенантом Росковицким, эмигрировавшим в Америку. По словам лётчика, в загадочное место была направлена экспедиция в 150 человек, которая обнаружила объект, похожий на гигантскую баржу с большим количеством внутренних помещений, разграниченных массивными перегородками, там же были обнаружены клетки для птиц, изготовленные из металлических прутьев.

В то, что ковчег обнаружен, никто не поверил, так как факт существования самого Росковицкого был поставлен под сомнение (хотя в журнале «Техника молодежи» была опубликована статья сына лётчика), его интервью воспринимались как «газетная утка», но в 1945 году американский полковник Александр Коор опубликовал заметку, в которой он приводил мельчайшие подробности экспедиции 1916 года. По его утверждению, русские действительно поднимались на Арарат и видели гигантский корабль, который раньше увидели лётчики. Зайдя к горе Арарат с северо-запада, лётчики заметили почти целиком заледеневшее озеро на склоне горы. В озере они заметили нечто похожее на корпус большого корабля, наполовину погружённого в озеро. Во второй заход над озером лётчики разглядели загадочную находку подробнее — это был огромный накренившийся корабль, вмерзший в лёд. На его палубе были видны две короткие мачты и мостки, горизонтально проходившие по всей длине корабля. Отправленная затем экспедиция обнаружила корабль огромных размеров с сотнями кают и залов с необычайно высокими потолками. Военные сфотографировали и измерили судно.

Летом 1949 года на поиски ковчега отправились две группы исследователей. Первая, из Америки, ничего не нашла, зато вторая, французская, сообщила, что они «видели Ноев ковчег… но не на горе Арарат», а на соседней вершине Джубель-Джуди, правда, через три года экспедиция Рикера ничего там не обнаружила, но, может быть, не там искали…

В 1955 году французский альпинист и исследователь Фернан Наварра, якобы, отыскал среди льда древний корабль-ковчег, из-под льда он извлек Г-образный брус и несколько досок обшивки, а через 14 лет привёз еще несколько досок. Правда, в США радиоуглеродный анализ определил, что возраст дерева всего 1400 лет, зато в Мадриде то же дерево потянуло на 5000 лет, но это, всё же, не дотягивает для времени потопа.

Джон Либи из Сан-Франциско в поисках ковчега за три года совершил семь безрезультатных восхождений, при этом «Бедняга Либи», как его называли в шутку, едва спасся от разъярённого медведя. Пять восхождений совершил Том Кротсер, принеся, наконец, со склона Арарата одну из досок, которых, по его словам, там было «70 тысяч тонн». Радиоуглеродный анализ вновь показал возраст древесины в 4000-5000 лет. Для Великого Потопа немного маловато, но ведь могли же быть и местные, локальные потопы на территории Малой Азии! Доказательством этому могут служить раскопки английского археолога Леонардо Вулли, открывшему библейский город Ур. В мусоре около стен столицы шумеров он прорыл шахту и на глубине 14 метров обнаружил гробницы шумерских царей начала III тысячелетия до н.э. Продолжая копать ниже, он наткнулся на пласт ила толщиной 3 метра, а под слоем ила появились следы более древних поселений. Таким образом, этот локальный потоп вполне мог произойти около 5000 лет назад.

Все эти сухопутные экспедиции закончились в 1974 году, когда турецкое правительство разместило на Арарате посты наблюдений за линией границы и временно закрыло этот район для любых посещений. Но на этом вовсе не закончилась история поисков Ноева ковчега, просто она перешла с земли на небо.

В 1943 г. американские пилоты с самолёта-шпиона У-2 сделали снимок Арарата, якобы, с очертаниями объекта, похожего на ковчег, находящегося на высоте 4600 метров. Снимок был опубликован в газете американских ВВС «Старс энд страйпс», но до наших дней не сохранился. Следующие фотографии загадочного объекта, получившего в ЦРУ кодовое название «араратская аномалия», были сделаны в 1949 году во время проведения секретной операции на территории Турции, чёрно-белые снимки которого были рассекречены и обнародованы ЦРУ только в 1995 г. «Араратская аномалия» — объект длиной 183 метра, расположенный на северо-западном склоне Арарата на высоте 4275 метров над уровнем моря.

Летом 1953 года американский нефтяник Джордж Джефферсон Грин в том же районе араратской аномалии с вертолёта с высоты 30 метров сделал шесть чётких фотографий большого корабля, наполовину ушедшего в горные породы и лёд, сползающий с горного уступа. Девять лет спустя после его смерти все оригиналы его снимков исчезли.

Летом 1960 года американские пилоты 428 эскадрильи тактической авиации заметили какое-то странное сооружение на западном отроге Арарата. Об этом капитан Швингхаммер написал в 1981 г.: «Громадная грузовая телега или прямоугольная лодка в заполненной водой расселине высоко наверху на горе была хорошо заметна». Далее он писал, что объект медленно сползал по склону и должен был застрять между каменных уступов.

В 1973 году на фотографии, сделанной со спутника ЦРУ ERTS ( EarthResearchTechnicalSatellite) с высоты 720 км, была видна загадочная аномалия Арарата. Это было нечто прямоугольное по форме и не относящееся к самой горе. 25 февраля газета «Майами джеральд» проинформировала об особом заседании, в котором принимал участие вице-президент США Эл Гор. На заседание были представлены фотографии, сделанные со спутника ЦРУ. На одном из снимков фотограф и журналист Дэвид Барак обнаружил «нечто похожее на подводную лодку» под ледовой шапкой. Бывший сотрудник ЦРУ Дино Бруджони, которому в то время было поручено изучить фотографии «аномалии», сообщил, что сделанные снимки достаточно чёткие, и на них прекрасно видна как вершина горы, её каменистые выступы, так и сам объект. Его замеряли, но размеры не соответствуют библейским описаниям, хотя внешний вид «аномалии» напоминает корабль.

На снимка Арарата, сделанных в 1999 году со спутника «Иканос-2», также виден странный объект. Профессор Ричмондского университета Портер Тейлор, который занимался изучением этих снимков, заявил: «Мы обнаружили на северо-западном плато горы необычные предметы длиной 183 метра, которые не являются вулканическими или горными породами. Их размер совпадает (?) с описанием в Ветхом завете Ноева ковчега».

Летом 2003 года с космического спутника QuickBird («Быстрая птица») были сделаны снимки горы Арарат, на расшифровку которых потребовался почти год. Коммерческий аппарат был запущен компанией SpaceGlobalImaging в ходе проекта создания цифрового глобуса Земли. 27 апреля 2004 г. на пресс-конференции в Вашингтоне доктор Даниел Макгиверн сказал, что при изучении снимков, сделанных спутником, он и его коллеги увидели известную аномалию на склонах горы на высоте 4725 метров над уровнем моря — «творение рук человеческих». К сожалению, разрешение на наземную экспедицию турецкие власти этим учёным не дали.

Итак, Араратская аномалия — это первый Ноев ковчег на высоте 4275 метров (по некоторым данным — 4725 метров).


Жить не грех, а грех не жить.
 
ЛосевДата: Суббота, 13.10.2012, 10:37 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Журналист
Сообщений: 5144
Репутация: 65
Статус: Offline
Как извержение изменило климат на Земле

Сегодня не только ученые, но и домохозяйки с энтузиазмом обсуждают, что будет, если, не дай Бог, на Землю упадет огромный метеорит или начнется сверхмощное извержение вулкана. О последствиях спорят, их пытаются прогнозировать. Но кому точно известно, что будет на самом деле, и будет ли вообще? Между тем, обратившись к истории человечества, мы, оказывается, можем вполне достоверно узнать о том, как это было в прошлом.
Известно, что первые века нашей эры были очень благоприятны для земледелия. Климат был настолько теплым, что на территории Великобритании даже рос виноград! Но в конце IV века началось похолодание, влияние которого ощущалось в Европе вплоть до VIII века, причем средняя температура была самой низкой за последние 2000 лет. Однако особое внимание ученых привлекает катастрофа 535-536 годов, в результате которой в Европу пришли -годы без лета- и наступило «время помраченного солнца».

Предполагается, что причиной этих изменений стало извержение вулкана, значительно более мощное, чем знаменитое извержение Кракатау, когда в атмосферу планеты были выброшены миллионы тонн вулканического пепла. Как отмечают исследователи, это очень похоже на эффект ядерной зимы, совпавшей с общим похолоданием. Впрочем, не исключено и извержение местных, северных вулканов, например, недавно обеспокоившего Европу вулкана Эйяфьятлайокудль или его могучего соседа, вулкана Катлы. Катла в несколько раз больше знаменитого Эйяфьятлайокудля, на сегодня имеет диаметр 10 километров и, по имеющимся признакам, просыпается вновь.

Византийский писатель VI века Про-копий Кесарийский в книге «Война с вандалами»- писал о катастрофе 535-536 годов так: «И в этом году произошло величайшее чудо: весь год солнце испускало свет как луна, без лучей, как будто оно теряло свою силу, перестав, как прежде, чисто и ярко сиять. С того времени, как это началось, не прекращались среди людей ни война, ни моровая язва, ни какое-либо иное бедствие, несущее смерть. Тогда шел десятый год правления Юстиниана.

Другой автор того времени, Кассиодор, писал: «Воздух сгустился от снега и холода, и слабые солнечные лучи не могли разредить его. Он лишь становился плотнее, преграждая путь солнечному теплу…

„Солнце потемнело, и оставалось темным в течение 18 месяцев. Каждый день оно светило лишь четыре часа, и свет этот был не более, чем слабой тенью, — сообщал епископ Иоанн Эфесский и добавлял: — Все говорили, что солнце никогда не вернет себе прежнего сияния“.

Задобрить богов

Разумеется, то, что так напугало жителей Средиземноморья, могло, даже с большей силой, проявиться и в других местах, например, в Скандинавии, особенно если такая катастрофа произошла в Исландии. И вот, в дополнение к результатам дендрохронологии и гляциологии, были найдены археологические свидетельства этой катастрофы, хотя и косвенного характера. Здесь обнаружено большое количество кладов, относящихся по времени к первой трети VI века, в которых иной раз содержалось до 12 кг золота. Можно предположить, что все эти клады появились отнюдь не случайно, а представляли ритуальные жертвоприношения, что, в свою очередь, заставляет нас задуматься о том, что же могло вызвать их в таком массовом масштабе?

Впрочем, нет ничего удивительного в их большом количестве. В Средиземноморье в подобных случаях читали молитвы-литании, а язычники-скандинавы предпочитали нечто более вещественное — пытались умилостивить умирающее светило золотом! Но даже оно оказалось неспособно дать ожидаемый эффект: темнота и холод, а также наступившие вслед за всем этим неурожай, голод и эпидемии продолжались как минимум 18 месяцев! Действительно, средневековые ирландские хроники «Анналы Ульстера» и «Анналы Инисфаллена» сообщают о неурожае хлеба в 536, 537 и 539 годах, а также о «великой смерти» (скорее всего, эпидемии), постигшей страну в 540-м, что подтверждается образцами льда, извлеченного из вековых пластов в Гренландии и на других антарктических островах.

Великое катастрофическое переселение народов

Спастись в этих условиях можно было только одним способом, а именно: переселившись туда, где было больше ресурсов. Сразу же после 535 года такие миграционные процессы в Европе начались практически повсюду. Англы, саксы, юты начали массово переселяться на Британские острова, фризы из северной Франции перебрались в нынешнюю Фрисландию и дальше на юг. А вот герулы — родственное готам племя из Восточной Европы — напротив, двинулись на север и расселились по всей Швеции, где стали доминирующим военным сообществом, жившим грабежом и морским разбоем. Именно тогда здесь и появились короли-ярлы, отправлявшиеся на своих кораблях за военной добычей. Этот тип культуры стал в Скандинавии доминирующим, отсюда впоследствии начали свои набеги знаменитые викинги — «дети бухт». Почему это случилось, нам точно не известно, но то, что и в этом переселении виновато извержение вулкана — несомненно!

Легенды и мифы подтверждают

Катастрофическое извержение вулкана 535 года отразилось и в мифология скандинавов. Описание -великанской зимы» Фимбульвинтер очень напоминает сообщение Кассиодора. «Снег валит со всех сторон, жестоки морозы и свирепы ветры, и совсем нет солнца. Три таких зимы идут сдряду (так в тексте!), без лета» — такими выглядели события этой -великанской зимы», сразу за которой и должен был начаться Рагнарек — -гибель богов™, конец мира. Согласно пророчеству, в день Рагнарека чудовищный волк Фенрир проглотит Солнце, погрузив мир во тьму, а море выйдет из берегов, когда из глубин всплывет мировой змей Ермунганд. К ним примкнет и огненный великан Сурт с пылающим мечом, который выжжет землю, и повелительница загробного царства Хель, и коварный бог огня Локи вместе с инеистыми великанами — хримтусами и етунами.

Из Хельхейма приплывает корабль мертвецов Нагльфар. Нетрудно себе представить, что образ чудовищного волка Фенрира мог быть навеян огромной черной тучей пепла, выброшенной из жерла вулкана. Ну а романтическая фантазия придала ей облик волка, зверя, как известно, не только хищного, но и очень умного. Показательно, что описание -великанской зимы- здесь, так же, как и у Кассиодора, связано с войнами, идущими по всему свету. При этом -братья из корысти убивают друг друга, и нет пощады ни отцу, ни сыну в побоищах и кровосмешении». Такое могло происходить лишь в условиях крушения всех привычных условий бытия, когда людям действительно могло показаться, что наступает -конец времен».

Когда воины стали сильнее жрецов

Однако, наверное, главным последствием этого события для жителей Скандинавии стало изменение их мировоззрения и появление совершенно новой культуры, с новыми взглядами на жизнь, моралью и традициями. До этого, при циклической смене времен года, обращения жрецов к богам воспринимались как вещь необходимо важная. Жрецов уважали, ведь именно их действия гарантировали порядок, казавшийся всем незыблемым. И вдруг все перевернулось с ног на голову! Ни молитвы, ни богатые жертвоприношения не давали никакого эффекта, и, вне всякого сомнения, авторитет жречества в этих условиях сильно пострадал. А вот авторитет воинов, напротив, только укрепился, потому что теперь выжить можно было только с мечом в руке, силой добывая себе и своим детям материальные блага.

Вот почему в культуре викингов не было обнаружено жречества. Воины на опыте убедились в неэффективности их методов заклинания погоды и обстоятельств, поэтому жрецов оттеснили на второй план, отведя им роль только целителей и знахарей. Для викинга достаточно было лишь умереть с мечом в руке, чтобы гарантированно попасть к богам в Валгаллу, и никакой помощи жрецов ему в этом не требовалось.

Олег ШЕВЧЕНКО
«Тайны ХХ века»


Жить не грех, а грех не жить.
 
ЛосевДата: Четверг, 15.11.2012, 05:52 | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Журналист
Сообщений: 5144
Репутация: 65
Статус: Offline
Молитва о дедах

«Моя история — история России».

Тема Великой Отечественной войны всегда болезненная и радостная. Болезненная — от масштабов нахлынувшего горя, коснувшегося без исключения всех, и радостная от того, что наши предки не ударили в грязь лицом, победили, несмотря ни на что, даровав еще многим поколениям не вкушать бедствия, равного этой трагедии.

Рвется душа и от черной неблагодарности, увеличивающейся в послевоенных поколениях в геометрической прогрессии. Мне, как верующему человеку, безусловно, ясно — неблагодарность к людям, отдавшим свои жизни ради жизни других людей, будет наказана Богом. Непочтение малых крупиц еще живущих, перенесших на своих плечах тяготы лихолетий, — это залог и объяснение постигающих нас бед, имеющих тенденцию возрастания.

Огромное бедствие, названное Великой Отечественной войной, словно мифический дракон, вырвавшийся из глубин ада и закрывший своими черными крыльями небо и всю даль до горизонта. Как же было тяжело тем, кто жил в это время!

Мне видится смерть с косой, точно такой, как она изображена на гравюрах Альбрехта Дюрера. И вот эта смерть склонялась не только над воинами, бродила она по дорогам, стучала костлявым пальцем в окна домов, непрошенной гостьей входила в семьи и перемалывала своим беззубым ртом судьбы людей от мала до велика. Я не встретил ни одной семьи, где бы ни побывала смерть в годы войны.

Наш предок со стороны мамы — Герой Советского Союза Николай Иванович Мизин. Он приходится родным братом маминого дедушки. На его родине в Нижегородской области, районном центре Сергач, есть улица, названная в его честь. Николай Иванович, вырвавшись из окружения, остался в партизанском отряде. Он воевал в Западной Украине и был у партизан в числе разведчиков. Выполнив диверсионное задание, был схвачен немцами. Фашисты его безжалостно пытали и издевались над ним. Николай Иванович не выдал никого и за это был расстрелян. Две женщины втайне похоронили его.

Позже местные жители рассказали о том, как он принял смерть. Крестница Николая Ивановича, мамина тетя, вспоминает о нем как о молодом, улыбчивом и физически сильном человеке. Когда его забирали на войну, крестница сильно плакала, он посадил плачущую маленькую девочку на вытянутую руку и, смотря ей в глаза, пообещал: «Не плачь, Ниночка, я тебе этого Гитлера в мешке привезу».

Родной брат Николая Ивановича — Федор Иванович Мизин, дедушка моей мамы. На фронте ему не посчастливилось: он попал служить в армию генерала Власова. Как известно, Власов предательски перешел на сторону немцев и сформировал РОА — Русскую освободительную армию, которая позже воевала на стороне врага. Когда стало известно о предательстве Власова, не желая воевать против своей Родины, Федор Иванович, а с ним три или четыре человека, обезвредив часовых и захватив оружие, бежали. Чтобы переждать погоню, они прятались в болотах. Им пришлось стоять по грудь в воде несколько суток.

Измученные и тяжело больные, эти люди вышли к своим. В Советской Армии к вернувшимся со стороны врага отнеслись с недоверием, но благодаря тому, что попался человечный следователь и что-то из их рассказа удалось проверить, окруженцев не расстреляли и даже не посадили. Здоровье Федора Ивановича после долгого стояния в холодной воде основательно ухудшилось. Поскольку он был мастер на все руки, его определили в цех, где он шил сапоги до конца войны.

Федор Иванович с супругой воспитали достойных детей (шестерых сыновей и дочь). Почти все его дети получили хорошее образование. Есть среди его детей бывший военный советник при президенте, а мамин папа был начальником управления «Восток. Металлург. Монтаж».

Есть в нашей семье и совсем короткая история про дедушку Андрея со стороны папы. Отчества его я не знаю. Фамилия Черемисин. Он пропал без вести, обороняя Ленинград. Один из его родственников рассказывал о нем, что это был добрый и жалостливый человек. Бывали случаи, когда он возвращался домой в старой и драной одежде: если он видел замерзающего нищего человека, снимал свою обувь или одежду и отдавал ему, возвращаясь домой в потрепанных чужих вещах. В честь него моего папу назвали Андреем.

Другого папиного дедушку звали Василием Ивановичем Скворцовым (меня назвали в память о нем). О нем мне известно наиболее подробно. Он родился 5 февраля 1917 года в селе Липовка Бузулукского района в казачьей семье. Был худощав, рост имел выше среднего, обладал крутым нравом. Ни одна серьезная драка в селе не проходила без его участия.

Поскольку его отец разводил породистых лошадей, Василий Иванович участвовал в скачках и был хорошим наездником. В 17 лет он женился. В 1940 году ушел в армию, оставив на попечение жены двоих детей. В 1941 году, окончив ускоренные офицерские курсы, стал командиром орудия и воевал на Волховском фронте. Был командиром огненного взвода, командиром батареи, после ранений командиром роты, комендантом австрийского города, в 1946 году уволен в запас. Имел свыше двадцати ранений (как пулевых, так и осколочных). Мой папа помнит, насколько изуродовано было его тело: некоторые выходные отверстия ран имели форму воронок. Видимо, осколки или пули, вылетая из тела, вырывали с обратной стороны куски мяса.

Помимо Волховского фронта Василий Иванович воевал на Корело-Финском фронте, защищая блокадный Ленинград. Мой прадедушка не любил рассказывать о войне. Говорил лишь отрывочными предложениями, не рассказав ни одной законченной истории. Из его фраз ясно, что под Ленинградом они сильно голодали: варили шкуры и копыта лошадей для еды. Офицеры делились с солдатами доппайками. Расстреливали мародеров.

Потом мой прадедушка воевал на Втором Белорусском фронте. Бои шли ожесточенные, пушки-сорокапятки, которыми он командовал, всегда были на передовой. Нередко расчеты орудий погибали полностью или оставалось несколько раненых человек.

Василий Иванович награжден орденами, медалями, наградным оружием и Сталинскими грамотами за оказанное мужество при взятии городов. Гвардии капитану Скворцову Василию Ивановичу присвоено звание «Почетный гражданин города Новгорода» в числе людей, проявивших особые заслуги во время освобождения означенного города.

После войны прадедушка работал в геологоразведке на севере. Став пенсионером, остался жить в Новосибирске, где ему предложили извлечь осколки из шеи. После операции начался рак. Болезнь развивалась стремительно и привела к мучительной смерти.

Незадолго до кончины Василий Иванович получил официальное приглашение на празднование юбилея, посвященного освобождению Новгорода. К тому времени он тяжело передвигался и никуда не смог поехать.
Я описал наиболее ярких людей, принадлежавших нашему роду. Хотя справедливости ради должен упомянуть, что жены и сестры описываемых людей изнурительно трудились на мужских работах, не доедали, воспитывали детей, приближая своим героическим трудом Великую Победу. Верностью, слезами и молитвами оберегали они своих дорогих и любимых, неся на своих плечах зачастую невыносимую ношу.

У моей прапрабабушки Арсеньевой Александры война забрала мужа и всех ее четверых сыновей, двое из которых были офицерами-кавалеристами. От частых слез она ослепла.

Я и мой брат Пересвет — дети православного священника. В нашей семье свято хранится память предков. В ежедневных утренних молитвах мы поименно вспоминаем наших пращуров, молимся мы также и о всех вождях и воинах, за Веру и Отечество живот свой положивших, имена коих знает Бог. И дай, Господи, никогда более не повториться подобному Страшному Бедствию.
материал: Василий Скворцов,


Жить не грех, а грех не жить.

Сообщение отредактировал Лосев - Четверг, 15.11.2012, 05:55
 
ЛосевДата: Четверг, 20.12.2012, 07:20 | Сообщение # 7
Генералиссимус
Группа: Журналист
Сообщений: 5144
Репутация: 65
Статус: Offline
Откуда пришла новогодняя ёлка?
праздники, история

Обычай ставить дома ёлку к новогоднему празднику пришёл на Русь совсем недавно, чуть более полутора веков тому назад. И, как многое другое, привнесённое к нам из западной Европы, оказался, мягко выражаясь, не совсем полезным...

Традиция празднования новогодних праздников с ёлкой, настолько сильно вошла в наш быт, что почти никто не задаётся вопросами: а откуда пришла к нам ёлка? Что она символизирует? Почему именно ёлка неотъемлемый атрибут на Рождество и Новый Год? Когда же появилась у нас ёлка и откуда она пришла, и попытаемся выяснить мы в данной статье. В 1906 году философ Василий Розанов писал: «Много лет назад я с удивлением узнал, что обычай рождественской ёлки не принадлежит к числу коренных русских обыкновений. Ёлка в настоящее время так твёрдо привилась в русском обществе, что никому в голову не придёт, что она не русская…»

Как вам уже известно из статьи «Что мы празднуем на Новый Год», традицию празднования Нового Года с ёлкой в Россию своим указом принёс лже-Пётр I в 1699 году. Вот небольшой фрагмент из этого указа (буква «ъ» в конце слов не читается):

«…нынъ отъ Рождества Христова доходитъ 1699 годъ, а будущаго Генваря съ 1 числа настанетъ новый 1700 годъ купно и новый столетный векъ и для того добраго и полезнаго дъла, указалъ Великій Государь впредь лъта счислять въ Приказахъ и во всякихъ делахъ и крепостяхъ писать съ нынешняго Генваря съ 1 числа отъ Рождества Христова 1700 года. А въ знакъ того добраго начинанія и новаго столътнаго века въ царствующемъ граде Москве, после должнаго благодаренія къ Богу и молебнаго пенія въ церкви и кому случится и въ дому своемъ, по большимъ и проезжимъ знатнымъ улицамъ знатнымъ людямъ и у домовъ нарочитыхъ духовнаго и мірскаго чина передъ вороты учинить некоторыя украшенія отъ древъ и ветвей сосновых, елевыхъ и можжевелевыхъ противъ образцовъ, каковы сделаны на Гостинъ дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротамъ, учинить возможно…»

Тем не менее, к будущей рождественской ёлке указ императора Петра имел всего лишь косвенное отношение: во-первых, город декорировался не только еловыми, но и другими хвойными деревьями; во-вторых, в указе рекомендовалось использовать как целые деревья, так и ветви, и, наконец, в-третьих, украшения из хвои предписано было устанавливать не в помещении, а снаружи – на воротах, крышах трактиров, улицах и дорогах. Этим ёлка превращалась в деталь новогоднего городского пейзажа, а не рождественского интерьера, чем она стала уже намного позже. Текст государева указа свидетельствует нам о том, что для Петра во вводимом им обычае, с которым он познакомился во время европейского путешествия, важной была как эстетика – дома и улицы велено было украсить хвоей; так и символика – декорации из вечнозелёной хвои следовало создавать в ознаменование празднования именно Нового Года.

Важно, что петровский указ от 20 декабря 1699 года является, чуть ли не единственным документом по истории ёлки в России XVIII века. После смерти самозванца новогодние ёлки ставить перестали. Лишь владельцы трактиров украшали ими свои дома, причём эти ёлки стояли на трактирах круглый год – отсюда пошло их название – «ёлки-палки».

Государевы предписания сохранились лишь в убранстве питейных заведений, которые перед Новым Годом продолжали украшать ёлками. По этим ёлкам, которые были привязаны к колу, установлены на крышах или же воткнуты у ворот, опознавались кабаки. Ёлки стояли там до следующего года, накануне которого старые заменяли новыми. Возникнув в результате петровского указа, этот обычай поддерживался в течение XVIII и XIX веков.

Пушкин в «Истории села Горюхина» упоминает «древнее общественное здание, украшенное ёлкою и изображением двуглавого орла». Эта характерная деталь была хорошо известна и время от времени отражалась во многих произведениях русской литературы. Иногда же вместо ёлки на крышах кабаков ставились сосенки: «Здание кабака... состояло из старинной двухэтажной избы с высокой кровлей... На верхушке её торчала откосо рыжая иссохшая сосенка; худощавые, иссохшие ветви её, казалось, звали на помощь».

А в стихотворении Н.П. Кильберга 1872 года «Ёлка» кучер искренне удивляется тому, что барин по вбитой у дверей избы ёлке не может признать в ней питейного заведения:

«Въехали!.. мчимся в деревне стрелой,
Вдруг стали кони пред грязной избой,
Где у дверей вбита ёлка...
Что это?.. – Экой ты, барин, чудак,
Разве не знаешь?.. Ведь это кабак!..»

Вот почему, кабаки в народе стали называть «ёлками» или же «Иванами-ёлкиными»: «Пойдем-ка к ёлкину, для праздника выпьем»; «Видно, у Ивана ёлкина была в гостях, что из стороны в сторону пошатываешься»; «ёлка (кабак) чище метлы дом подметает». Вскоре, весь комплекс «алкогольных» понятий постепенно приобрёл «ёлочные» дуплеты: «ёлку поднять» – пьянствовать, «идти под ёлку» или «ёлка упала, пойдем поднимать» – идти в кабак, «быть под ёлкой» – находиться в кабаке; «ёлкин» – состояние алкогольного опьянения и т.п.

Случайно ли лже-Пётр I своим указом вводит в культ почитания на территории Московии дерево, которое стало символом питейных заведений, а в народной традиции считалось деревом смерти?

Естественно, что среди народа обычай наряжать ёлку приживался с трудом, так как ель издревле считалась на Руси деревом смерти: неслучайно по сей день еловыми ветками принято устилать дорогу, по которой идёт похоронная процессия, а возле домов не принято сажать ёлки. А какого страху навевает поход в еловый лес, где среди белого дня можно легко потеряться, так как ель очень плохо пропускает солнечный свет и в лесах еловых, поэтому очень темно и от этого страшно. Также существовал обычай: удавившихся и вообще – самоубийц зарывать между двумя ёлками, поворачивая их. Из ели, как и из осины, запрещалось строить дома. Кроме того, в русских свадебных песнях ель связывали с темой смерти, где она символизировала невесту-сироту.

В древности у славяно-ариев ёлка выступала символом смерти, которая связывала с «другим миром», перехода в него и необходимым элементом похоронного ритуала. Так как наши предки сжигали своих умерших, т.е. отправляли их к роду, то ель, как хорошо горящее в любое время года смолянистое дерево и использовалось при кродировании. Умершего славянского князя или княгиню густо обкладывали ветками из ели и шишек, при завершении погребальных молитв волхвов, при осыпании злаками овса, ржи и «голосении» многочиленных плакальщиц скорбный костёр или кроду поджигали. Горящий пламень устремлялся в небо.

На протяжении всего XVIII века нигде, кроме питейных заведений, ель в качестве элемента новогоднего или святочного декора больше не фигурирует: её образ отсутствует в новогодних фейерверках и иллюминациях; не упоминается она при описании святочных маскарадов при дворе; и, конечно же, нет её на народных святочных игрищах. В рассказах о новогодних и святочных празднествах, проводившихся в этот период русской истории, никогда не указывается на присутствие в помещении ели.

В образе ели люди Древней Руси не видели ничего поэтического. Произрастая по преимуществу в сырых и болотистых местах, это дерево с тёмно-зелёной колючей хвоей, неприятным на ощупь, шероховатым и часто сырым стволом, не пользовалось особой любовью. Без симпатии изображалась ель как, впрочем, и другие хвойные деревья, и в русской поэзии, и в литературе, вплоть до конца XIX века. Вот лишь несколько таких примеров. Ф.И. Тютчев писал в 1830 году… Мрачные ассоциации вызывала ель у поэта и прозаика рубежа XIX и XX веков А.Н. Будищева… А Иосиф Бродский, передавая свои ощущения от северного пейзажа (места своей ссылки – села Корейского), замечает: «Прежде всего, специфическая растительность. Она в принципе непривлекательна – все эти ёлочки, болотца. Человеку там делать нечего ни в качестве движущегося тела в пейзаже, ни в качестве зрителя. Потому что чего же он там увидит?»

Смертная символика ели была усвоена и получила широкое распространение при советской власти. Ель превратилась в характерную деталь официальных могильников, прежде всего – мавзолея Ленина, около которого были посажены серебристые норвежские ели:

«Ели наклоняются старея,
Над гранитом гулким мавзолея...»

Смертная символика ели нашла отражение и в пословицах, поговорках, фразеологизмах: «смотреть под елку» – тяжело болеть; «угодить под елку» – умереть; «еловая деревня», «еловая домовина» – гроб; «пойти или прогуляться по еловой дорожке» – умереть и др. Звуковая перекличка спровоцировала сближение слова «ёлка» с рядом нецензурных слов, что также повлияло на восприятие нами этого дерева. Характерны и «ёлочные» эвфемизмы, широко употребляемые в наши дни: «ёлки-палки», «ёлки-моталки» и т.п.

Возрождение ёлки началось лишь в середине ХIХ века. Считается, что первую рождественскую ёлку в Петербурге устроили проживавшие там немцы. Этот обычай горожанам так понравился, что они стали устанавливать ёлки в своих домах. Из столицы империи эта традиция начала распространяться по всей стране.

Ни Пушкин, ни Лермонтов, ни их современники никогда о ёлке не упоминают, тогда как святки, святочные маскарады и балы в литературе и в журнальных статьях описываются в это время постоянно: святочные гаданья даны в балладе Жуковского «Светлана» (1812), святки в помещичьем доме изображены Пушкиным в V главе «Евгения Онегина» (1825), в Сочельник происходит действие поэмы Пушкина «Домик в Коломне» (1828), к святкам приурочена драма Лермонтова «Маскарад» (1835): «Ведь нынче праздники и, верно, маскарад...».

Первое упоминание о ёлке появилось в газете «Северная пчела» накануне 1840 года: газета сообщала о продающихся «прелестно убранных и изукрашенных фонариками, гирляндами, венками» ёлках. Год спустя в том же издании появляется объяснение входящего в моду обычая:

«Мы переняли у добрых немцев детский праздник в канун праздника Рождества Христова: Weihnachtsbaum. Деревцо, освещенное фонариками или свечками, увешанное конфетами, плодами, игрушками, книгами составляет отраду детей, которым прежде уже говорено было, что за хорошее поведение и прилежание в праздник появится внезапное награждение...»

На протяжении первых десяти лет петербургские жители всё ещё воспринимали ёлку как специфическое немецкое обыкновение. А.В. Терещенко, автор семитомной монографии «Быт русского народа» (1848), писал: «В местах, где живут иностранцы, особенно в столице, вошла в обыкновение ёлка».

Отстранённость, с которой даётся им описание праздника, свидетельствует о новизне для русского народа этого обычая: «Для праздника ёлки выбирают преимущественно дерево ёлку, от коей детское празднество получило наименование; её обвешивают детскими игрушками, которые раздают им после забав. Богатые празднуют с изысканной прихотью…»

В рассказе С. Ауслендера «Святки в старом Петербурге» (1912) рассказывается о том, что первая рождественская ёлка в России была устроена государем Николаем I в самом в конце 1830-х годов, после чего, по примеру царской семьи, её стали устанавливать в знатных столичных домах: «Что же, вы после государя первые обычай этот немецкий приняли, – сказал один старый генерал батюшке. – Да, было трогательно видеть в прошлом году во дворце, какую радость не только у детей, но и у людей старых вызывало это нововведение, – отвечал отец…»

Пришедшая из Германии ёлка с начала 1840-х годов начинает усваиваться русскими семьями столицы. В 1842 году журнал для детей «Звёздочка», который издавался детской писательницей и переводчицей А.O. Ишимовой, сообщал своим читателям:

«Теперь во многих домах русских принят обычай немецкий: накануне праздника, тихонько от детей, приготовляют ёлку; это значит: украшают это вечнозеленое деревцо как только возможно лучше, цветами и лентами, навешивают на ветки грецкие вызолоченные орехи, красненькие, самые красивые яблоки, кисти вкусного винограда и разного рода искусно сделанные конфеты. Всё это освещается множеством разноцветных восковых свеч, прилепленных к веткам дерева, а иногда и разноцветными фонариками…»

К середине XIX века немецкий обычай прочно вошёл в жизнь российской столицы. Ёлка становится для жителя Петербурга вполне привычным явлением. В 1847 году Н.А. Некрасов упоминает о ней, как о чём-то всем знакомом и понятном: «Всё же случайное походит на конфеты на рождественской ёлке, которую так же нельзя назвать произведением природы, как какой-нибудь калейдоскопический роман фабрики Дюма – произведением искусства».

В. Иофе, исследуя «литературную флору» русской поэзии ХIХ-ХХ веков, отметил начавшуюся с конца XIX века возрастающую популярность ели, связанную, видимо, с тем, что ель в сознании русского народа крепко соединилась с положительным символом рождественского дерева: «...ель и сосна, аутсайдеры XIX века, нынче становятся всё более и более популярными».

И уже дореволюционная детская литература полна рассказами о детской радости от встречи с Рождественской ёлкой. Об этом пишет К. Лукашевич «Моё милое детство», М. Толмачёва «Как жила Тася», монахиня Варвара «Рождество Христово – Детство золотое», А. Фёдоров-Давыдов «Вместо Рождественской ёлки» и многие другие.

Забавный факт, но серьёзным противником ёлки, как иноземного и, к тому же, ведического по своему происхождению обычая, стала христианская церковь. Святейший синод вплоть до революции 1917 года издавал указы, запрещавшие устройство ёлок в школах и гимназиях. Тем не менее, к началу XX века ёлка становится в России обычным явлением.

После 1917 года несколько лет ёлки сохранялись: вспомним картины «Ёлка в Сокольниках», «Ёлка в Горках». Но с 1925 года началась плановая борьба с религией и с православными праздниками, результатом которой стала окончательная отмена Рождества в 1929 году. День Рождества превратился в обычный рабочий день. Вместе с Рождеством отменялась и ёлка, уже прочно сросшаяся с ним. Ёлка, против которой когда-то выступала Православная Церковь, теперь стала называться «поповским» обычаем. И тогда ёлка «ушла в подполье»: её тайно продолжали ставить к Рождеству, плотно занавесив окна.

Ситуация изменилась после того, как И.В. Сталиным были произнесены слова: «Жить надо лучше, жить надо веселее». В конце 1935 года ёлка была не столько возрождена, сколько превращена в новый праздник, получивший простую и чёткую формулировку: «Новогодняя ёлка – праздник радостного и счастливого детства в нашей стране». Устройство новогодних ёлок для детей сотрудников учреждений и промышленных предприятий становится обязательным. Связь ёлки с Рождеством была предана забвению. Рождественское дерево превратилось в атрибут государственного праздника Нового Года. Восьмиконечную звезду – славяно-арийский знак Солнца, который христиане назвали Вифлеемской звездой, на верхушке «рождественского дерева» теперь заменила пятиконечная звезда, такая же, как на кремлёвских башнях. В 1954 году впервые зажглась главная ёлка страны – Кремлёвская, которая искрится и сверкает каждый Новый Год.

После 1935 года игрушки отражали развитие народного хозяйства в СССР. В популярном в те годы советском журнале «Вокруг света» объяснялось: «По ёлочным игрушкам можно проследить историю строительства новосветлого коммунистического общества разных годов. Наряду с банальными зайчиками и белочками, сосульками и колобками, выпускались игрушки в виде пятиконечной звезды, серпа и молота, трактора, самолёта; позже им на смену пришли игрушки в виде космонавтов, и космических кораблей, ракет…»

Рождество же оставалось под запретом аж до 1989 года. Такая вот непростая история новогодней ёлки в России.

Где же зародился праздник ёлки?

Оказывается, что у многих европезированных славяно-арийских народов во время рождественского сезона издавна использовалось рождественское или святочное полено, громадный кусок дерева или пень, который зажигался на очаге в первый день Рождества и понемногу сгорал в течение двенадцати дней праздника. Согласно распространённому верованию, бережное хранение кусочка рождественского полена в течение всего года защищало дом от огня и молнии, обеспечивало семье обилие зерна и помогало скотине легко выносить потомство. В качестве рождественского полена использовались обрубки стволов ели и бука. У южных славян – это так называемый бадняк, у скандинавов – juldlock, у французов – le buche de Noel (рождественский чурбан, что, по сути, если прочитать эти слова по-русски, получим бух – русское обух – обратная сторона топора-секиры, вполне есть чурбан или полено; и но-ёл похоже на слияние слов – норвежская ёлка или новая новогодняя ёлка, или лучшее и самое точное попадание ночная ёлка).

История превращения ели в рождественское дерево до сих пор точно не восстановлена. Наверняка известно лишь то, что случилось это на территории Германии, где ель во времена ведической культуры была особо почитаемой и отождествлялась с мировым деревом: «Царицей германских лесов была вечнозеленая ель». Именно здесь, у древних славян, предков германцев, она и стала сначала новогодним, а позже – рождественским растительным символом. Среди германских народов издавна существовал обычай идти на Новый год в лес, где выбранное для обрядовой роли еловое дерево освещали свечами и украшали цветными тряпочками, после чего вблизи или вокруг него совершались соответствующие обряды.

Со временем еловые деревца стали срубать и приносить в дом, где они устанавливались на столе. К деревцу прикрепляли зажжённые свечки, на него вешали яблоки и сахарные изделия. Возникновению культа ели, как символа неумирающей природы способствовал её вечнозелёный покров, позволявший использовать её во время зимнего праздничного сезона, что явилось трансформацией издавна известного обычая украшать дома вечнозелёными растениями.

После крещения и латинизации славянских народов (чистокровные немцы – это не арийцы, а славяне, точнее святорусы – голубоглазые и светловолосые), населяющих территорию современной Германии, обычаи и обряды, связанные с почитанием ели, начали постепенно приобретать христианский смысл, и её стали употреблять в качестве рождественского дерева, устанавливая в домах уже не на Новый Год, а в Сочельник т.е. канун Рождества Солнца (бога), 24 декабря, отчего она и получила название рождественского дерева – Weihnachtsbaum (интересное слово, которое если прочитать по частям и по-русски очень похоже на следующее – святой ночи полено, где если к Weih добавить «s», то получим русское слово свят или свет). С этих пор в Сочельник (Weihnachtsabend) праздничное настроение стало в Германии создаваться не только рождественскими песнопениями, но и ёлкой с горящими на ней свечами.

Рождественское дерево со свечами и украшениями впервые упомянуто в 1737 году. Пятьюдесятью годами позже датируется запись некой баронессы, которая утверждает, что в каждом немецком доме «приготавливается еловое дерево, покрытое свечами и сластями, с великолепным освещением».

Во Франции долго сохранялся обычай жечь в Сочельник рождественское полено (le buche de Noel), и ёлка усваивалась медленнее и не столь охотно, как в северных странах. В рассказе-стилизации писателя-эмигранта М.А. Струве «Парижское письмо», где описываются «первые парижские впечатления» русского юноши, отмечавшего Рождество 1868 года в Париже, говорится: «Комната... встретила меня приукрашенной, но ёлки, любезной мне по петербургскому обычаю, даже хотя бы и самой маленькой, в ней не оказалось…»

Чарльз Диккенс в очерке 1830 года «Рождественский обед», описывая английское Рождество, о ёлке ещё не упоминает, а пишет о традиционной для Англии ветке омелы, под которой мальчики, по обычаю, целуют своих кузин, и ветке остролиста, красующейся на вершине гигантского пудинга…

Теперь, зная правду о ёлке и праздниках, с ней связанных, можно отлично отпраздновать Рождество Солнца (подробности читайте в моей статье «Что мы празднуем на Новый Год») и без ёлки, и без Деда Мороза, и без алкоголя и не в полночь, и самое главное – в настоящий день Рождения Солнца, который празднуется вечером с 24-го на 25 декабря, а не по нашему стилю с 6-го на 7-е января.

Получается, что весь христианский мир правильно празднует Рождество Солнца, а нас, русов, как всегда, обманули и подсунули нам чужих богов, чужие традиции и праздники, и в чуждые истине дни! Празднуя, не забывайте, ради чего все собрались за столом, и чьё Рождество празднуете…
Александр Новак
Источник: rodvzv.com


Жить не грех, а грех не жить.
 
ЛосевДата: Воскресенье, 06.01.2013, 17:20 | Сообщение # 8
Генералиссимус
Группа: Журналист
Сообщений: 5144
Репутация: 65
Статус: Offline
Сочельник и Рождество Христово в православии: история и традиции


Автор: Алина Клещенко


Рождество Христово – один из главных христианских праздников, он установлен в честь рождения сына Божьего Иисуса Христа от Девы Марии

Входит в число двунадесятых праздников – двенадцати важнейших праздников после Пасхи. Русская православная церковь отмечает Рождество 7 января (25 декабря по ст.ст.).

Согласно Евангелию, Иисус Христос родился в городе Вифлееме. Когда император Октавиан Август постановил провести перепись населения Римской империи, Мария и Иосиф Обручник отправились в Вифлеем, чтобы внести свои имена в список. Однако свободных мест в гостиницах города не нашлось, и им пришлось ночевать в пещере, которая использовалась в качестве хлева для скота. В этой пещере Дева Мария родила Иисуса и положила его в ясли. Ангел принес весть о его рождении пастухам, сторожившим стадо, и они пришли поклониться Младенцу. В Евангелии от Матфея говорится, что в эту ночь на небе зажглась чудесная Вифлеемская звезда, которая и привела к Марии и Иосифу волхвов. Они тоже пришли поклониться Иисусу и принесли ему дары – золото, ладан и смирну.

25 декабря исторически установлено Церковью в качестве даты празднования Рождества Христова. Русская православная церковь также отмечает праздник 25 декабря, но из-за того, что РПЦ пользуется юлианским календарем, дата отмечается по старому стилю и соответствует 7 января по григорианскому календарю - или по новому стилю.

Ранние христиане праздновали Рождество вместе с Крещением 6 января, этот праздник назывался Богоявлением. Рождество стали отмечать отдельно от Крещения только в IV веке.

Празднованию Рождества Христова предшествует Рождественский пост, который также называется Филипповым постом. Он длится сорок дней – с 28 ноября по 6 января. Христиане соблюдают Рождественский пост для того, чтобы к празднику очиститься душой и телом. Во время поста запрещено употреблять в пищу мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. В некоторые дни также запрещается есть рыбу, вино и растительное масло (елей). Во время поста верующим нужно обязательно поститься духовно - молиться и покаяться в грехах.

Рождество Христово имеет пять дней предпраздненства. Последний из них называется Сочельником от слова «сочиво». Сочиво – это замоченные в воде зерна пшеницы, чечевицы, гороха и ячменя. Согласно церковному Уставу, сочиво нужно употреблять в пищу в этот вечер. В Сочельник многие православные христиане постятся до первой звезды.
Рождественское богослужение в православных церквях состоит из царских часов, вечерни, литургии, повечерия, литии и утрени.

В день перед праздником сначала служатся царские часы Навечерия Рождества, затем совершается литургия святого Василия Великого. После этого следует вечерня.

Вечером в Сочельник начинается всенощное бдение, которое обычно совершается перед большими праздниками и объединяет утреннюю и вечернюю службы. В канун Рождества в состав всенощного бдения вместо вечерни входит великое повечерие, а вечерня совершается раньше. Также в состав всенощного бдения входит лития и утреня Рождества. Утреня при этом начинается не утром, а около полуночи.

После всенощного бдения совершается литургия Иоанна Златоуста.

Если Сочельник попадает на субботу или воскресенье, царские часы переносятся на пятницу. В Сочельник совершается литургия святого Иоанна Златоуста, а литургия святого Василия Великого – после всенощного бдения.

Рождественские песнопения и каноны рассказывают историю рождения Иисуса Христа, а также призывают встречать и славить явившегося в мир Спасителя и радоваться его рождению. Священнослужители предписывают верующим в Сочельник и в день Рождества думать о Господе Иисусе Христе и о том, что он пришел в этот мир, чтобы люди получили надежду на спасение от греха.

У Рождества Христова есть шесть дней попраздненства. 8 января, на следующий день после Рождества, православные христиане празднуют Собор Пресвятой Богородицы.


Жить не грех, а грех не жить.
 
ValexДата: Понедельник, 20.05.2013, 11:27 | Сообщение # 9
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3020
Репутация: 16
Статус: Offline
ЭТО ТОЖЕ ИСТОРИЯ
Берег высокий у Чёрного моря.
На берегу том стоит санаторий.
Люди по набережной взад-вперёд,
Что между морем и группой идёт...
И не поверишь, что в годы войны,
Чьи льихолетья и так нам стррашны,
Немцы бросали всех в море, болезных!
Да говорили: "Купаться полезно!"
Госпиталь нремцы устроили там,
Где детский гомон шумел по утрам.
Дети, как чайки, летели над морем.
Будто бы в нашей Стране мало горя...
 
ЛосевДата: Среда, 12.06.2013, 10:16 | Сообщение # 10
Генералиссимус
Группа: Журналист
Сообщений: 5144
Репутация: 65
Статус: Offline


В День России вспоминаем неизвестные имена, которые давали нашей Земле в разное время. «Россия» — название относительно новое. До этого наша территория была занесена в исторические анналы и нанесена на географические карты совсем под другими именами.

Гиперборея 
Сарматия 
Тартария 
Гардарики 
Великая Швеция 
Ас-Славия 
Московия


Жить не грех, а грех не жить.

Сообщение отредактировал Лосев - Среда, 12.06.2013, 10:20
 
ЛосевДата: Четверг, 20.05.2021, 10:09 | Сообщение # 11
Генералиссимус
Группа: Журналист
Сообщений: 5144
Репутация: 65
Статус: Offline
Когда впервые Русь назвали «Россией»

 В самом деле, зачем? Откуда взялось это название, например, вместо традиционного «Русь»? Тут надо различать истоки происхождения самого наименования и те мотивы, по которым оно было взято в качестве официального. Когда впервые Русь назвали «Россией»

Греческие истоки

В том, что источником заимствования слова «Россия» на Руси стала греческая книжность, никто не сомневается. Любопытно, что слово это возникло без всякой связи с исторической Русью. Впервые свирепый северный народ Рош упомянут в библейской Книге Иезекииля и связан, наряду с народами Гог и Магог, с пророчеством о конце света. В греческом языке еврейское Рош записывалось как Ρως или Ηρως. В VI веке н.э. сирийский хронист Захарий Ритор упомянул современный ему народ Ηρως где-то на севере, причём некоторые историки считают, что в этом имени были отражены уже какие-то смутные сведения о конкретном народе русов. Когда в IX веке реальные русы стали совершать морские набеги на берега Византии и опустошать её города, многие сочли это исполнением библейского пророчества. Книжное Ρως было легко отождествлено с этим народом. Уже в X веке византийцы стали называть страну, где живут русы, именем Ρωςια. В славянском (болгарском) источнике название Русия впервые засвидетельствовано в конце XIV века. Нет никаких сведений, что в русских источниках оно появилось раньше конца XV столетия. Однако с это времени оно встречается всё чаще и чаще, в течение XVI века становится обыденным и в XVII столетии утверждается окончательно. Греческая буква Ω читалась славянами как У.

«Всея Русии»

Последняя треть XV века была временем, когда Москва заканчивала выстраивать вокруг себя державу из прежде самостоятельных русских княжеств и республик. Но обозначение «всея Руси» как претензия на все русские земли появилось в титулах московских князей и митрополитов ещё раньше. Да и не только, впрочем, московских. Впервые прибавление «всея Русии» появилось в титуле киевского митрополита Константина II, занимавшего кафедру в 1167-69 гг. Русские митрополиты обычно были греками, поэтому использовали слово «Русиа, Росиа» на свой манер. Отсюда оно стало усваиваться и русскими. В титулах князей это обозначение появляется с начала XIV века, причём первоначально так назвали русских властителей сами греки. Первым титул господаря всея Русии употребил константинопольский патриарх Нифонт (1310-1314) в письме к великому князю Тверскому и Владимирскому Михаилу Ярославичу. Позднее, прочно завладев Владимирским престолом, этот титул уже сами на себя примеряют великие князья Московские – Иван I Калита (1325-40), Симеон Гордый (1340-53), Василий I (1389-1425). Во времена ордынского ига, разделения русских земель и вхождения большей их части в составе Великого княжества Литовского не забывалась былая политическая и национальная общность. В Воскресенской и Никоновской летописях под 1395/96 годом приводит «список всех градов Руських», в котором перечислены города не только в пределах бывшей Киевской Руси, но также и новые, основанные за её пределами. Такое понимание единства Русской земли подготовило ирредентистское – в целях национального воссоединения – использование термина «всея Руси» московскими великими князьями с конца XV века. Одновременно оно подготовило почву и для переименования государства.

Страна по имени Росиа

Московское княжество было лишь одним из русских княжеств. В течение XIV-XV вв. ещё боролось за главенство в северо-восточном углу Руси с Тверью, Рязанью, Нижним Новгородом, Великим Новгородом. Хотя, как мы видели, ещё с начала XIV века московские князья награждали себя титулом князей «всея Руси», этот титул означал лишь притязания, но не имел реального наполнения. Кроме того, большая часть древнерусских земель входила в состав Литвы. Не случайно литовские паны и польская шляхта упорно продолжали называть северо-восток Руси Московией, специально подчёркивая, будто это государство не имело отношения к Руси. Конечно, московские русские никогда не называли своё государство Московией, да и на Западе это слово приживалось плохо. Так, когда от московского великого князя Ивана III в 1472 году явилось посольство в Рим просить руки папской воспитанницы, византийской принцессы Зои-Софьи, то оно было официально названо в документах Ватикана «посольством государя Белой Рутении». Рутенией по-латыни издавна называлась Русь на Западе. Чтобы возвыситься над прочими русскими государствами в глазах и самих русских, и иноземцев, нужен был разрыв с прежним провинциализмом – с названием города. Это было сложно сделать на базе привычного термина Русь, к которому можно было привычно приставить какое-то прилагательное и объявить, что, да, есть Русь Московская, но это ещё не вся Русь. Московская Русь претендовала на то, чтобы сделаться единственным Русским государством, московский великий князь – государем над всеми русскими землями. И тут пришёлся к месту давний греческий термин. Его закреплению способствовала женитьба московского великого князя Ивана III на византийской царевне Софье. Это был поворотный момент в истории названия страны. Греческое слово «Росиа/Русиа» с конца XV века всё чаще используется в официальных документах, особенно дипломатической переписке московских великих князей и царей. Оно как бы обозначало вхождение в международное сообщество не одного из русских государств, которых раньше было несколько, а единственного легитимного государства русских.

Двойное С

Издавна Русь называлась в Западной Европе тоже не только Ruthenia, но и Rusia. Так, галицкий князь Юрий Львович (1301-16), получивший в 1305 году от римского папы титул короля, именовался, судя по печати, Regis Rusicus. Поскольку Rusia читалось большинством европейцев как «Рузиа», то с какого-то времени в него стали добавлять второе «с» для большей точности. Уже отсюда двойное «с» перешло в официальный титул русских царей. Впрочем, мог быть и другой источник. Ещё в XVI веке в некоторых русских сочинениях, под влиянием греческого прочтения, встречается этноним «росс». В XVII веке прилагательное «русский» часто заменяет старинное «руський». Но решающим мотивом для принятия названия «Россия» стало стремление сблизить официальный русский язык с говором недавно присоединённой Украины. Впервые слово «Россия» употреблено в театральной программе киевского театра в 1674 году применительно к царскому титулу. Конец XVII и начало XVIII вв. стали временем, когда все прежние наименования были окончательно вытеснены в пользу «Россия» даже и для внутреннего употребления. Новое значение государства и его возросший международный вес были подчёркнуты в принятии им официального имени «Российская империя» по указу Петра I в 1721 году, после победы в Северной войне.


Источник: «Русская семёрка»


Жить не грех, а грех не жить.
 
Форум » Досуг » Беседка » История
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:



Поделиться:

Центр реабилитации и социальной поддержки инвалидов ОО БелОИ
Администрация сайта не несет ответственности за любую размещенную пользователями на сайте информацию!
Copyright InvaHelp © 2007-2016